Финансовый менеджмент; теория и практика - Ковалев В.В. - В основе финансового планирования лежат стратегический и производственные планы

    Содержание материала

    В основе финансового планирования лежат стратегический и производственные планы.

    Стратегический план подразумевает идентификацию.и декларирование ключевых целей и перспектив развития компании. Нередко эти цели формулируются на качественном уровне или в виде весьма общих количественных ориентиров. В качестве примера приведем целевую установку известной компании IBM, сформулированную в 1985 г.: на период до 1995 г. обеспечить ежегодный прирост объемов производства в размере 15% [Ross, Westerfield, Jaffe, с. 735]. Стратегический план определяет политику функционирования фирмы и служит основой составления производственных планов и заданий, предусматривающих детализацию конкретных действий в области научно-исследовательских и инновационных разработок, инвестиционной, производственной и маркетинговой деятельности. В ходе планирования определяются ресурсные потребности, а затем возможности и источники финансирования. Очевидно, что планирование является итерационным процессом, а основным ограничением являются объем и структура желаемых источников финансирования, возможность их мобилизации и стоимость поддержания требуемой финансовой структуры.

    Термин «стратегическое планирование» в приложении к экономике стал применяться сравнительно недавно. Впервые он появился в 1960-е гг. как одна из ключевых характеристик деятельности ряда транснациональных корпораций со штаб-квартирами в США1. Мы не будем останавливаться на теоретических аспектах стратегического планирования. Они хорошо описаны в специальной литературе,

    1 Исторически слово стратегия связано с военным делом. В Древней Греции стратегом называли военачальника, облеченного широкими военными и политическими полномочиями, в полной мере владеющего искусством побеждать за счет выбора оптимального варианта действий.

    доступной широкому кругу читателей (см.: [Акофф; Ансофф]). Тем не менее отметим, что известны разные концепции и трактовки в отношении этого понятия, в зависимости от широты целевых установок. В частности, речь может идти о сугубо экономической природе стратегического планирования, либо во внимание принимаются социально-политические аспекты деятельности корпорации.

    В рамках стратегического планирования целевые установки могут упорядочиваться разными способами, однако выделяется как минимум 4 типа целей:

    •   рыночные (какой сегмент рынка товаров и услуг планируется охватить, каковы приоритеты в основной производственно-коммерческой деятельности компании);

    •   производственные (какие производства и технологии обеспечат выпуск продукции необходимого объема и качества);

    •   финансово-экономические (каковы основные источники финансирования и прогнозируемые финансовые результаты);

    •   социальные (в какой мере деятельность компании обеспечит удовлетворение социальных потребностей общества в целом или отдельных его слоев).

    В любом случае среди основных целей, ради достижения которых разрабатываются стратегические планы, всегда присутствует комбинация «товар — рынок». Иными словами, основное предназначение подобного плана — обоснование того, во-первых, какой товар должен производиться и, во-вторых, где он может быть реализован. Естественно, план не ограничивается лишь констатацией целей, но включает их обоснование, в том числе ресурсное. Именно поэтому составной частью любого стратегического плана является финансовая компонента.

    Легко заметить, что слово стратегический вовсе не равнозначен слову долгосрочный. Первый гораздо объемнее второго в концептуальном и содержательном смыслах, хотя, безусловно, стратегическое планирование осуществляется с позиции долгосрочной перспективы. Стратегический план может иметь следующую структуру.

    Раздел 1. Содержание и целевые установки деятельности фирмы

    (Излагаются предназначение и стратегическая цель деятельности фирмы, масштабы и сфера деятельности, тактические цели и задачи).

    Раздел 2. Прогнозы и ориентиры

    (Приводятся прогноз экономической ситуации на рынках капиталов, продукции и труда, намеченные перспективные ориентиры по основным показателям).

    Раздел 3. Специализированные планы и прогнозы:

    •   Производство

    •   Маркетинг

    •   Финансы (финансовый план)

    •   Кадровая политика

    •   Инновационная политика (НИОКР)

    •   Новая продукция и рынки сбыта.


    Please publish modules in offcanvas position.