Финансовый менеджмент; теория и практика - Ковалев В.В. - Анализ кредитоспособности заемщика

    Содержание материала

    Анализ кредитоспособности заемщика

    Этот фрагмент анализа в более или менее формализованном варианте выполняют многие коммерческие банки, сталкивающиеся с необходимостью принять решение в отношении возможности и условий предоставления кредита заемщику. Ниже мы рассмотрим вариант методики анализа, основывающийся на оценке показателей ликвидности. Эта методика в течение ряда лет применялась в коммерческом банке; несложно понять, что она может использоваться любыми предприятиями, например, при выработке условий кредитования своих клиентов (контрагентов). Безусловно, решение подобного рода обычно принимается, во-первых, под влиянием целого ряда факторов как объективного, так и субъективного порядка; во-вторых, оно всегда индивидуализировано в отношении заемщика (контрагента). Общая идея оценки кредитоспособности на примере отношений «банк—заемщик» такова.

    Принимая решение о возможности, целесообразности и условиях кредитования, банк должен выявить наличие потенциальной способности заемщика вернуть полученный кредит в соответствии с оговоренными сроками. Это возможно лишь в том случае, если финансовое положение заемщика устойчиво, а денежные поступления на его счета за реализованную продукцию осуществляются стабильно. Как было показано в гл. 9, финансовое положение не может быть охарактеризовано каким-то одним показателем, поэтому принятие решения о заключении кредитного договора осуществляется в условиях многокритериальной задачи.

    В основе методики анализа лежит система критериев, включающая обобщающий показатель (рейтинг R) и набор дополнительных показателей. Рейтинг R представляет собой некую искусственную конструкцию, включающую данные о текущем состоянии ликвидности и финансовой устойчивости клиента, формируемые с помощью трех экономических показателей: коэффициента текущей ликвидности, коэффициента быстрой ликвидности и коэффициента концентрации собственного капитала (см. гл. 9). Алгоритм построения R заключается в следующем.

    Для каждого из трех показателей установлена классность с выделением трех классов. В зависимости от того, какое значение имеет частный критерий, любой клиент может быть отнесен по данному критерию к первому (наиболее приоритетному), второму или третьему классу. Каждому из трех показателей присваивается вес. Номера классов, умноженные на весовые коэффициенты, складываются, давая значение R. Область изменения R разбита на несколько интервалов; в зависимости от того, в какой интервал попадает значение R для конкретной компании, ему присваивается соответствующий класс кредитоспособности. Если значение R близко к границе, разделяющей два смежных интервала, рассчитываются частные критерии, для которых также установлены пороговые значения. Они используются для более обоснованного отнесения клиента к тому или иному классу кредитоспособности. В качестве таких дополнительных критериев могут использоваться коэффициент рентабельности продукции, коэффициент рентабельности основной деятельности, оборачиваемость запасов и др.

    Приведем пример расчета R для торговой организации. Предположим, что но балансу значения коэффициентов текущей ликвидности, быстрой ликвидности и концентрации собственного капитала равны соответственно 2,2; 0,6 и 38%. Установленные банком значения классности и весовые коэффициенты для предприятий этой отрасли приведены в табл. 24.5.


    Очевидно, что R меняется в диапазоне от 100% (соответствует ситуации, когда по всем показателям организация попадает в первый класс) до 300% (соответствует


    Наша организация попадает по первому показателю в первый, а по второму и третьему — в третий класс. Рейтинг R рассчитывается по формуле

    наихудшей ситуации, когда по всем показателям организация попадает в третий класс). Этот диапазон разбит на четыре интервала, соответствующих четырем классам кредитоспособности: от 100% до 150%, от 150% до 220%, от 220% до 270% и от 270% до 300%. Организация, попавшая в первый класс кредитоспособности, т.е. имеющая значение R до 150%, может рассчитывать на наилучшие условия получения кредита.

    Таблица  24.5

    Критериальные значения показателей




    Показатель

          Класс (в зависимости от диапазона                       изменения коэффициента)

    Вес (d)

    k=1

    k=2

    k = 3

    Коэффициент текущей ликвидности

    более 2  

    от 1,5 до 2

    ' менее 1,5

    25%

    Коэффициент быстрой ликвидности

     более 1,5

    от 1 до 1,5

    менее 1

    ',   35%

    Коэффициент концентрации собственного капитала

     более 45%

    от 40% до 45%

     менее 40%

    :   40%

    Отметим ряд проблем, которые необходимо учитывать при разработке подобных методик.

    1. Необходим тщательный отбор основных частных критериев. Эти показатели не должны быть тесно взаимосвязаны между собой. В частности, очевидно, что для приведенной совокупности это требование не выполняется, поскольку коэффициенты текущей и быстрой ликвидности, как правило, очень тесно взаимосвязаны: коэффициент парной корреляции будет близок к единице.

    2.    Пороговые значения частных критериев должны быть обоснованы. В частности, для первых двух коэффициентов эти пороговые значения составлены на основе западной практики. В нашей стране эти значения вряд ли применимы. Разработке пороговых значений должно предшествовать накопление данных о фактическом состоянии дел в отношении данных коэффициентов, что вполне по силам любому банку, аккумулирующему данные о своих клиентах.

    3.    Весовые значения коэффициентов также должны быть обоснованы. В частности. коэффициент быстрой ликвидности имеет приоритет перед коэффициентом текущей ликвидности. Вряд ли это оправданно для торговой организации, поскольку основную часть оборотных средств составляют товарные запасы, т. е. коэффициент текущей ликвидности, учитывающий эти активы, гораздо более важен.

    4.    Величину пограничной области вокруг границы, разделяющей два смежных интервала, чаще всего можно установить лишь субъективным способом. В частности, довольно обыденным является применение п%-ной оценки; оценки; например, область с 5%-ным отклонением от границы может считаться пограничной.

    Материалы для самостоятельной работы

    Дайте определение следующим ключевым понятиям: инфляция, дефляция, гиперинфляция, эрозия капитала, индекс инфляции, темп инфляции, монетарные объекты учета, немонетарные объекты учета, инфляционная добавка, недружественное поглощение, банкротство, индекс кредитоспособности, неудовлетворительная структура баланса.


    Please publish modules in offcanvas position.