Финансовый менеджмент; теория и практика - Ковалев В.В. - Глава 25 МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

    Содержание материала

    Глава 25 МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

    После изучения этой главы вы сможете получить представление:

    •  об основных причинах выхода компаний на международные рынки;

    •  особенностях управления финансами в ТНК;

    •  эволюции международной валютно-кредитной системы;

    •  основных способах получения иностранных долго- и краткосрочных инвестиций;

    •  технике оценки изменения валютного курса;

    •  особенностях отчетности западных фирм.

    Несмотря на то что методы управления финансами в крупной компании в международном контексте довольно универсальны, национальные особенности в организации и ведении бизнеса, безусловно, оказывают определенное, а порой и существенное влияние на их содержание. Знание этих особенностей имеет особую значимость для ТНК и совместных предприятий; вместе с тем некоторые из них представляют интерес для любых специалистов в области управления, учета, финансов, поскольку многие предприятия (хотя и по разным причинам) заинтересованы в выходе на международную арену. В условиях незамкнутости экономики границами собственной страны и либерального национального законодательства практически любая фирма может выходить на международные рынки. Заметим, что даже если у фирмы нет особой надобности в общении с международными рынками, некоторый суррогат международного аспекта финансово-хозяйственной деятельности все же может иметь место. (В частности, он проявляется в банальном хранении части денежных средств в виде валюты как способе противодействия негативному влиянию инфляции.) Мотивация международных бизнес-контактов может быть разной: выход на новые рынки сбыта продукции, поиск дешевой рабочей силы, потребность в дополнительном финансировании, открытие дополнительных производств, диверсификация финансово-хозяйственной деятельности и т. п. Безусловно, развитие международных экономических связей координируется и стимулируется государственными органами, вместе с тем частный капитал играет в этом процессе далеко не последнюю роль.

    Международный рынок капитала существует с незапамятных времен, однако особенно бурное развитие он получил в связи с появлением ТНК, сфера деятельности которых не ограничивается какой-то одной страной1. Выход со своей продукцией на международную арену, а также страновые различия в стоимости факторов производства с необходимостью предполагают как элементарное заимсгво-

    1 В документах Конференции ООН по торговле и развитию (United Nations Conference on Trade and Development UNCTAD) определено, что «транснациональная корпорация — это акционерная или частная компания, включающая материнскую компанию и ее филиалы. При этом материнская компания — это предприятие, контролирующее активы или другие единицы за пределами страны базирования обычно посредством владения определенной частью акционерного капитала». На начало 2000 г. в мире насчитывалось около 65 тыс. ТНК; под их контролем находилось около 25% мирового производства. В настоящее время 80 из 100 крупнейших в мире ТНК в той или иной форме присутствуют в России [Международные экономические отношения, с. 296, 299, 329]. Заметим, что в процитированном определении при переводе с английского закралась некоторая неточность: правильнее говорить не о филиалах, а о дочерних компаниях,

    ванне иностранной валюты, так и привлечение зарубежных источников финансирования, что осуществляется на международных финансовых рынках. Первые ТНК появились более 50 лет назад; сегодня они представляют собой серьезную мировую экономическую силу. Были времена, когда для организации международной экономической деятельности приходилось перемещать из страны в страну средства производства, рабочую силу, материальные и финансовые ресурсы. С появлением международного рынка капитала нужда в этом практически отпала. Транснациональные и крупные национальные корпорации могут получить необходимые ресурсы с помощью международных валютно-кредитных организаций, крупных банков, фондовых бирж, эффективность деятельности которых чрезвычайно высока.

    Управление финансами в ТНК имеет ряд особенностей, ключевыми из которых являются необходимость учета множественной национальной специфики в области права и экономики, наличие операций в различных валютах, языковой барьер, национальная специфика в области учета и налогообложения, особенности национальной культуры в области технологии и управления, роль правительственных органов в регулировании бизнеса, политический риск.

    Если в ТНК по самой сути их деятельности складывается определенная культура ведения бизнеса в международном аспекте, то с обычными национальными компаниями, пытающимися найти международные контакты, дело обстоит гораздо сложнее.

    В формально-технологическом плане деятельность любой фирмы в контексте международных рынков имеет несколько очевидных типовых аспектов: (а) поиск зарубежного целевого инвестора; (б) выход фирмы на иностранную фондовую биржу со своими ценными бумагами в целях получения дополнительных источников финансирования и международной кредитной истории; (в) приобретение зарубежного бизнеса; (г) продажа собственной продукции; (д) приобретение необходимых товаров (сырья, полуфабрикатов, комплектующих и др.), устраивающих фирму по заданному набору параметров (качеству, цене, стабильности поставки, перспективности и др.). Каждый из идентифицированных аспектов имеет финансовую составляющую.

    Безусловно, обращение к международной тематике требует от финансовых менеджеров специальной подготовки. К минимальным знаниям в этой области, которыми должен владеть практически любой менеджер более или менее крупной компании, относится понимание, во-первых, связи между обменными курсами, процентными ставками и инфляцией, во-вторых, логики, принципов построения и содержания отчетности зарубежных контрагентов.


    Please publish modules in offcanvas position.