Финансовый менеджмент; теория и практика - Ковалев В.В. - Логика управления денежными потоками

    Содержание материала

    Логика управления денежными потоками.

    Любой ресурсный поток, в том числе денежный, может иметь либо внутрифирменный, либо внефирменный характер. Именно потоки последнего типа представляют наибольшую ценность с позиции решения задач, стоящих перед фирмой (сравните два денежных потока: получение денежных средств в кассу с расчетного счета для выдачи заработной платы и поступление денежных средств за проданную за наличный расчет продукцию). Управление денежными потоками внефирменного характера основывается на расчете чистого денежного потока как разнице между всеми притоками и оттоками. Если разница положительна, можно говорить о чистом денежном притоке, если отрицательна — о чистом денежном оттоке. Отсюда основная цель в управлении денежными потоками — получение чистого денежного притока. Понятно, что унифицированные, применимые на все случаи жизни методы умножения денежных притоков и разумного уменьшения денежных оттоков не существуют. В стратегическом аспекте основа получения чистого денежного притока — это успешная, рентабельная деятельность хозяйствующего субъекта. В числе ее факторов разумная диверсификация деятельности, научно-исследовательские разработки, поиск новых инвестиционных возможностей, стабильность и надежность в отношениях с контрагентами и др.

    Подведем некоторые итоги: с позиции оперативного управления деятельностью хозяйствующего субъекта и стратегии его развития оценка и прогнозирование денежных потоков имеют для него первостепенное значение.

    Если речь идет об оценке чистого денежного потока как результата реализации обобщенно понимаемого инвестиционного проекта (стратегический аспект), то, как правило, делается оценка требуемых инвестиций и предполагаемых притоков денежных средств по годам. Расчеты выполняются с использованием экспертных оценок в отношении предполагаемых объемов реализации нового продукта, динамики цен на ресурсы и продукцию, инфляции и др. Расчетам предшествует анализ рынков ресурсов и продукции, в том числе оценка работы фактических и предполагаемых конкурентов. При расчете могут использоваться элементарные методы прогнозирования показателей с поправкой на специфику фирмы и имеющийся у нее опыт реализации подобных проектов, сложившиеся в фирме взаимо-связи по отдельным укрупненным технологическим операциям. Расчеты, как правило, должны вестись в режиме имитационного моделирования, поскольку более или менее точный прогноз исходных данных (параметров модели) в отношении цен и объемов расходов и доходов в требуемой (например, погодовой) разбивке вряд ли может быть однозначным (подробнее см. гл. 17).

    Если речь идет об оценке чистого денежного потока как результата текущей деятельности фирмы в ближайшей перспективе (оперативный аспект), то здесь можно использовать формализованные подходы к прогнозированию (в смысле этапов и техники исполнения). Один из подобных подходов будет дан в разд. 12.3.


    Please publish modules in offcanvas position.