Амортизация гудвилла.
Согласно ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» приобретенный гудвилл амортизируется в течение 20 лет (но не более срока деятельности фирмы) в следующем порядке:
• амортизационные отчисления по положительному гудвиллу отражаются в бухгалтерском учете путем равномерного уменьшения его первоначальной стоимости;
• отрицательный гудвилл учитывается как доходы будущих периодов, а его стоимостная оценка равными долями относится на финансовые результаты фирмы как операционный доход.
Согласно российскому законодательству для целей налогообложения гудвилл во внимание не принимается.
В заключение рассмотрим пример, демонстрирующий логику и последовательность расчета величины гудвилла, а также его влияние на формирование представления об имущественном потенциале фирмы. Мы будем трактовать гудвилл как некий условный актив, который может быть показан в балансе (например, в аналитическом), что имеет место при составлении консолидированной отчетности. (Заметим, что в консолидированном балансе показывается лишь приобретенный гудвилл, имеющий отношение к дочерним компаниям, а гудвилл материнской компании, естественно, не приводится).
Пример
В таблице приведен баланс фирмы. Ее уставный капитал составляют 900 тыс. акций. В настоящее время акции продаются на бирже по ценам 250 руб., 310 руб. Рассчитать гудвилл данной фирмы.
Баланс
(в исторических ценах)
(млн руб.)
Актив |
|
Пассив |
|
Статья |
Сумма |
Статья |
Сумма |
I. Внеоборотные активы |
120 |
III. Капитал и резервы |
180 |
Основные средства |
95 |
Уставный капитал |
50 |
Прочие активы |
25 |
Добавочный капитал |
6 |
II. Оборотные активы |
150 |
Нераспределенная прибыль |
124 |
Запасы |
90 |
IV. Долгосрочные обязательства |
20 |
Дебиторская задолженность |
60 |
V. Краткосрочные обязательства |
70 |
Баланс |
270 |
Баланс |
270 |
Решение
Расчет делается в три этапа: пересчет активов фирмы в текущие рыночные цены, расчет величины чистых активов приобретаемой фирмы, расчет гудвилла.
Этап 1. Активы фирмы пересчитываются в текущие рыночные цены. Пересчет касается, в основном, материальных активов, т. е. основных средств и запасов сырья и материалов. Как правило, их стоимость увеличивается; особенно это касается основных средств, которые традиционно учитываются по историческим ценам, а потому в условиях инфляции, которая в долго- и среднесрочном планах всегда присутствует, их балансовая стоимость в подавляющем большинстве случаев ниже текущей рыночной (правильнее сказать: ликвидационной стоимости, т. е. той цены, которую можно выручить при продаже данного актива). Предположим, что текущая рыночная стоимость основных средств и производственных запасов составляет соответственно 145 и 100 млн руб. Увеличение стоимости активов отражается в пассивной статье «Добавочный капитал», а баланс в ликвидационных ценах приведен в таблице.
Баланс
(в ликвидационных ценах)
(млн руб.)
|
|
|
|
Актив |
|
Пассив |
|
Статья ! |
Сумма |
Статья |
Сумма |
I. Внеоборотные активы |
170 |
III. Капитал я резервы |
240 |
Основные средства |
145 |
Уставный капитал |
50 |
Прочие активы |
25 |
Добавочный капитал |
66 |
11. Оборотные активы |
160 |
Нераспределенная прибыль |
124 |
• Запасы |
100 |
IV. Долгосрочные обязательства |
20 |
• Дебиторская задолженность |
60 |
V. Краткосрочные обязательства |
70 |
Баланс |
330 |
Баланс |
330 |
Этап 2. Рассчитывается величина чистых активов го формуле (9.2) (см. разд. 9.3):
ЧА = 330 - 20 - 70 = 240 млн руб.
Заметим, что в условиях задачи величина чистых активов совпала с итогом раздела «Капитал и резервы». Безусловно, подобное совпадение не является предопределенным, а в зависимости от финансового состояния фирмы величина чистых активов может не достигать величины уставного капитала (это касается баланса, составленного в любых ценах). Причинами этого могут быть наличие непокрытого убытка прошлых лет, а также активов, которые не принимаются во внимание при расчете величины чистых активов (это собственные акции, выкупленные у акционеров, и задолженность учредителей по взносам в уставный капитал).
Этап 3, Рассчитывается величина гудвилла
1. Если акции продаются по цене 250 руб., это означает, что рынок оценивает компанию в сумму 225 млн руб. (250 руб. ■ 900000). Таким образом, чистые активы фирмы в рыночной оценке составляют 240 млн руб., а капитал фирмы оценивается в 225 млн руб., т.е. фирма имеет отрицательный гудвилл в сумме 15 млн руб., она недооценена рынком. Подобные фирмы являются объектами поиска рейдеров. которые, обнаружив подобную фирму и скупив ее акции, могут в дальнейшем действовать двояко. По первому варианту активы фирмы распродаются по частям, что приносит выгоду рейдерам 1. По второму варианту новые собственники проводят коренные изменения в системе производства и управлении приобретенной фирмой (нанимают новый управленческий персонал, избавляются от непрофильных активов, меняют схемы финансирования, производственные линии и др.). имея в виду повысить ее рыночную стоимость и в дальнейшем перепродать фирму. В обоих случаях собственно бизнес не интересует новых владельцев фирмы. Они пытаются в сжатые сроки получить доход от купли-продажи фирмы.
1 С подобными ситуациями можно встретиться в России. Естественно, что действия по фактической ликвидации или радикальному перепрофилированию предприятий, что по сути представляет собой ликвидацию ранее функционировавших объектов, обычно не афишируются и в научной литературе не обобщаются, однако в отношении подобных сделок на бытовом уровне информация иногда публикуется. Так, недавно появилась публикация о продаже за 100 тыс. долл. дачи известной певицы, причем собственно дача покупателя не интересовала. Его привлекло месторасположение дачи, а потому после завершения процедуры купли-продажи все постройки на участке будут снесены.
2. Если акции фирмы продаются по цене 310 руб., то рыночная стоимость фирмы составляет 279 млн руб., а приобретенный покупателем положительный гудвилл равен 39 млн руб. (279-240). Эта ситуация является наиболее распространенной. Она говорит о том, что оцениваемая фирма за время своего существования наработала некий нематериальный актив — гудвилл, который в обычном учете не отражается, а его смысл в том, что у фирмы есть имя, престижная марка, опытные и умелые топ-менеджеры, хорошие управленческие, информационные, производственные и сбытовые технологии, система стимулирования инициативы работников, повышения их квалификации и т. п., т. е. все то, что именуется производственно-технологической культурой. Эта культура нарабатывается годами, но именно она в конечном итоге становится дополнительным фактором, который позволяет фирме (при прочих равных условиях) получать конкурентные преимущества.
Что же приобретает покупатель в этом случае? Можно составить баланс приобретенной фирмы, при этом гудвилл будет указан как нематериальный актив во внеоборотных активах и, соответственно, на такую же величину возрастет добавочный капитал. В таком представлении раздел «Капитал и резервы* будет отражать рыночную стоимость фирмы: 50+97+ 132 = 279 млн руб.
Баланс
(в ценах ожидаемого приобретения)
(млн руб.)
Актив |
Пассив |
||
Статья |
Сумма |
Статья |
Сумма |
I. Внеоборотные активы |
209 |
III. Капитал и резервы |
279 |
Основные средства |
145 |
Уставный капитал . |
50 |
Прочие активы |
25 |
Добавочный капитал |
105 |
Гудвилл |
39 |
Нераспределенная прибыль |
124 |
II. Оборотные активы |
160 |
IV. Долгосрочные обязательства |
20 |
Запасы |
100 |
V. Краткосрочные обязательства |
70 |
Дебиторская задолженность |
60 |
|
|
Баланс |
369 |
Баланс |
369 |
3. На практике возможна и другая ситуация, несколько отличная от предыдущих, Текущая рыночная цена акций (в примере это 250 или 310 руб.) — исключительно волатильная характеристика. Упомянутые значения сложились в условиях равновесного рынка, т.е. в отсутствие массированных операций с акциями. Если предположить, что информация о том, что некий покупатель намеревается скупить акции компании с целью получения безусловного контрольного пакета, становится общедоступной, то держатели акций немедленно изменят запрашиваемую цену; она с очевидностью возрастет 1. Это означает, что новому покупателю придется заплатить, не 310 руб. за акцию, а, допустим, 350 руб. Поэтому общая сумма, уплаченная за фирму, составит в этом случае 315 млн руб., а величина гудвилла увеличится до 75 млн руб. Итоговый баланс будет иметь следующий вид.
1 Данное утверждение не требует специального объяснения, а потому в подтверждение сказанного упомянем о получившей широкий резонанс сделке по приобретению компанией «KKR» фирмы «RJR Nabisco», имевшей место в 1980-х гг. Накануне качала действий по приобретению фирмы «iyR Nabisco» ее акции продавались по цене 55 долл. По мере разворачивания сделки (были две конкурирующие группы покупателей) цена начала быстро расти, и сделка была совершена при цене 106 долл. за акцию (см.: (Бригхем, Гапенски, т. 2, с. 4311>.
Баланс
(в ценах фактического приобретения)
(млн руб.)
Актив |
Пассив |
||
Статья |
Сумма |
Статья |
Сумма |
1. Внеоборотные активы |
245 |
III. Капитал и резервы |
315 |
Основные средства |
145 |
Уставный капитал |
50 |
Прочие активы |
25 |
Добавочный капитал |
141 |
Гудвилл |
75 |
Нераспределенная прибыль |
124 |
II. Оборотные активы |
160 |
IV. Долгосрочные обязательства |
20 |
Запасы. |
100 |
V. Краткосрочные обязательства |
70 |
Дебиторская задолженность |
60 |
|
|
Баланс |
405 |
Баланс |
405 |
Пример показал, насколько относительны данные, приводимые в отчетности, как ими можно варьировать, руководствуясь благой (по крайней мере, в плане декларативности) целью — представление более реальной картины об имущественном и финансовом потенциале фирмы. Как полноценный актив, приобретенный гудвилл может появиться в результате покупки компании как единого имущественного комплекса. Что касается внутрифирменного гудвилла, то его можно отражать в аналитическом балансе (в примере именно это и показано), обосновывая это желанием продемонстрировать внешним пользователям реальную картину фактической ценности фирмы. На самом деле подобная демонстрация внутрифирменного гудвилла не делается, в частности, но причинам колеблемости текущих цен, сложности переоценок, субъективности. Наконец, заметим, что демонстрация внутрифирменного гудвилла тесно связана с проблемой составления отчетности на основе принципа справедливой стоимости.
Материалы для самостоятельной работы
Дайте определение следующим ключевым понятиям: бухгалтерский учет, счетоведение, счетоводство, финансовый учет, управленческий учет, налоговый учет, контроллинг, оценка, себестоимость, справедливая стоимость, импондерабиль, вуалирование, креативный учет, концепция достоверности и непредвзятости, гудвилл, положительный гудвилл, отрицательный гудвилл, рейдер.