6.4.6.1. Мозговой штурм (brainstorming)
Мозговой штурм и близкие ему техники служат прежде всего для синергетическои интеграции группы, состоящей из отдельных людей. Когда команда перенимает идеи своих членов и конструктивно их развивает далее, то продуктивность команды в целом становится заметно выше, нежели индивидуальные отыскания идей или решения проблем. Мозговой штурм поддерживает креативность группы и потому может внедряться в сферу планирования, например, с целью нахождения дополнительных преимуществ для посетителей.
Цель мозгового штурма — собрать как можно большее количество различных идей, из которых затем будут отобраны лучшие и наиболее подходящие для достижения успеха.
Руководство мозговым штурмом берет на себя ведущий, который вкратце излагает цель либо проблему. Круг участников должен быть как можно более разнородным и включать от шести до десяти человек. Крайне важно создать непринужденную и спокойную атмосферу, чтобы участники мозгового штурма смогли направить свои мысли в «свободный полет».
Правила проведения мозгового штурма:
• количество предшествует качеству;
• никакой критики; свободное и непринужденное выражение собственных мыслей;
• идеи, предложенные отдельными участниками, подхватываются и далее развиваются.
Людям необученным и непривычным не всегда легко дается сразу оценить и отреагировать на новые идеи, им бывает трудно избежать шаблонных и, главное, убийственных фраз типа «это все не годится», «это слишком дорого» или «мы такого еще никогда не делали».
К технике мозгового штурма близка техника записи мыслей (brain-writing), называемая еще методикой 635. Здесь речь идет о том, что шесть человек каждые пять минут выдают и записывают по три идеи и передают их дальше по кругу. Каждый участник на каждом листке подписывает свои идеи; это называется «отработать шесть кругов». Сначала каждый участник записывает три идеи на одном листе. Следующий в цепочке участник вписывает в данный лист свои три идеи, так чтобы они по возможности развивали идеи предыдущего. И так далее...