8.14.3. Подготовка - доклад
На основе заданных параметров доклад готовится по содержанию и форме таким образом, чтобы при намеченных общих условиях он мог быть прочитан в предусмотренное время и принести ожидаемые результаты.
8.14.3,1. Ход подготовки
Важны следующие шаги.
=> Выяснение ресурсов.
• Зрители: Сколько? Какие?
• Предусмотренное время: Когда? Как долго?
• Помещение: Где? Какой площади?
• Инфраструктура: Что именно? Какова?
=> Определение реальных целей.
• По содержанию (нужно—должно—возможно).
• Эффекты.
• Критерии успеха.
=> Распределение предусмотренного времени.
• План на одной странице (стандартный формат А4).
• Перерывы на отдых длительностью около 5 минут.
=> Включение в план использования вспомогательных средств.
• Доска для записей, таблицы, пленки, магнитные доски, стенд с общим планом доклада.
• Наглядные материалы, опыты, игры, объекты для разъяснения.
• Тезисы доклада для раздачи участникам.
=> Формулировка.
• Как можно более четкое и точное вступление:
— приветствие (список приветствуемых лиц);
— постановка цели;
— предварительный план, обзор тем.
• Как можно более четкое и точное заключение:
— обобщение;
— выражение похвалы и благодарности;
— продолжение и перспектива;
— обращение к аудитории;
— заключительная фраза.
• Составление текста доклада:
— ключевые слова;
— важные фразы.
=> Репетиция выступления:
• Пробный доклад:
— тихо;
— с использованием технических средств обучения;
— с разметкой времени.
• Пробный доклад перед аудиторией:
— с хронометражистом;
— с наблюдателем за формой подачи материала, использованием вспомогательных средств и манерой держаться;
— с наблюдателем за всем, что касается содержания и его доходчивости;
— с итоговой конструктивной критикой.
8.14.3.2. Построение доклада
При построении доклада можно придерживаться следующей памятки:
AIDA:
ATTENTION - INTEREST - DESIRE - ACTION
[внимание] [интерес] [желание] [действие]
Данные шаги, которые имеют четкое и конкретное значение в переговорах по продажам, переносятся в ситуацию с докладом. В соответствии с постановкой цели содержание каждого отдельного шага будет меняться.
• А - attention (внимание): привлечь внимание и послужить источником для позитивной внутренней установки (решающими являются первые минуты).
• I = interest (интерес): пробудить и поддерживать интерес, формировать личное отношение; начинать с наглядности.
• D = desire (желание): пробуждать желание, например, желание обладать представленным продуктом, решить данную проблему, понять заданное, осилить написанное, принять участие...
• А = action (действие): побудить к действию. Избавиться от поучительных призывов. Дать обобщенные оценки, которые останутся у слушателя в памяти и в дальнейшем будут влиять на его образ действий.