8.14.6. Последействие - доклад
После проведения доклада должен быть собран и вынесен весь инструментарий (приборы для письма, демонстрирующее оборудование, часы).
Оценка доклада возможна с использованием таких средств, как:
• непосредственный опрос, обсуждение;
• записки с ответами:
• настенный экран с изображением эмоциональных мимических реакций (улыбки, гримаски и т. п.) или знаков (+/—). На шкале отметок направление самой шкалы обозначено четко, поэтому рекомендуются символы (+ + +, + +, ...,—,— —);
• настенный экран или полосы на прищепках для построения шкалы удовлетворенности;
• опросные листы;
• настенный экран или доска для сопоставления «до/после» применительно к состоянию уровня знаний в определенных областях.
Также здесь можно работать с простой шкалой либо графиком в двух измерениях. Если участники вначале разместили свои данные в верхней части представленного портфолио, то в конце они могут прокомментировать новое состояние в двух координатах (рис. 8.4).
Рис. 8.4. Портфолио для оценки доклада
На данном отражении оценки (1) представлено наращивание знаний; это типичный случай, но также возможно (2), что участники переоценили свою подготовку и осознали имеющиеся у них пробелы, или слушатели полагают (3), что материал «отработан и помечен галочкой».
8.14.7. Подведение итогов
Подведение итогов доклада, обдумывание вопросов к нему и последующего обсуждения влечет за собой внесение изменений в рукопись и рождение новых идей.
К оценочным действиям относится также дальнейший контроль последующих успехов слушателей.