Место и роль финансового менеджмента в компании
В какой бы сфере ни развивалась ваша деловая карьера — производстве, маркетинге, финансах или бухгалтерском учете, — вы должны понимать ту роль, которую играет финансовый менеджмент в деятельности фирмы. На рис. 1.1 показана схема организационной структуры типичной производственной компании. Особое внимание на ней уделено финансовой функции.
Как руководитель одного из трех важнейших функциональных подразделений фирмы вице-президент по финансам (финансовый директор) (chief financial officer — CFO) обычно подчиняется непосредственно президенту фирмы (chief executive officer — CEO). В крупных компаниях финансовая деятельность, которой руководит CFO, делится на два направления: первое возглавляет казначей (начальник финансового управления) (treasurer), а второе — главный бухгалтер (controller).
Основные обязанности главного бухгалтера охватывают сферу бухгалтерского учета. Калькуляция затрат, а также составление бюджетов и прогнозов относятся к сфере "внутрифирменного потребления". Внешняя финансовая отчетность составляется для Налогового управления (Internal Revenue Service — IRS), Комиссии по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission — SEC) и акционеров.
Основные обязанности казначея охватывают сферу, которая чаще всего ассоциируется с финансовым менеджментом: инвестиции (долгосрочное планирование инвестиций, управление пенсионным фондом фирмы), финансирование (взаимоотношения с инвестиционными и коммерческими банками, отношения с инвесторами, выплата дивидендов) и управление активами (контроль и регулирование денежных операций, управление дебиторской задолженностью). Приведенная схема организационной структуры может создать у читателя ложное впечатление, будто между сферами ответственности казначея и главного бухгалтера можно провести четкую границу. В надежно функционирующей фирме между обоими этими направлениями происходит интенсивный информационный обмен. В небольших фирмах функции казначея и главного бухгалтера могут быть совмещены в одной должности, что приводит к их переплетению и даже слиянию.
Казначей |
Главный бухгалтер |
• Планирование инвестиций |
• Учет затрат |
• Контроль и регулирование денежных операций |
• Управление затратами |
• Решение вопросов, касающихся отношений с инвестиционными и коммерческими банками |
• Обработка данных |
• Ведение главной бухгалтерской книги (платежная ведомость, дебиторская задолженность/ кредиторская задолженность) |
|
• Управление кредитами |
• Отчетность (Налоговое управление, Комиссия по ценным |
• Выплата дивидендов |
|
• Финансовый анализ и планирование |
бумагам и биржам) |
• Отношения с акционерами |
• Внутренний контроль |
• Управление пенсионным фондом |
• Подготовка финансовой отчетности |
• Управление страхованием/риском |
• Составление бюджетов |
• Анализ и планирование налогов |
• Составление прогнозов |
Рис. 1.1. Организационная структура корпорации
'Пытаясь отразить на схеме организационной структуры свое повышенное внимание к интересам акционеров, многие компании помещают акционеров выше совета директоров.