Основы финансового менеджмента - Джеймс К. Ван Хорн - Место и роль финансового менеджмента в компании

    Содержание материала

    Место и роль финансового менеджмента в компании

    В какой бы сфере ни развивалась ваша деловая карьера — производстве, маркетинге, финансах или бухгалтерском учете, — вы должны понимать ту роль, которую играет финансовый менеджмент в деятельности фирмы. На рис. 1.1 показана схема организационной структуры типичной производственной компании. Особое внимание на ней уделено финансовой функции.

    Как руководитель одного из трех важнейших функциональных подразделений фирмы вице-президент по финансам (финансовый директор) (chief financial officer — CFO) обычно подчиняется непосредственно президенту фирмы (chief executive officer — CEO). В крупных компаниях финансовая деятельность, которой руководит CFO, делится на два направления: первое возглавляет казначей (начальник финансового управления) (treasurer), а второе — главный бухгалтер (controller).

    Основные обязанности главного бухгалтера охватывают сферу бухгалтерского учета. Калькуляция затрат, а также составление бюджетов и прогнозов относятся к сфере "внутрифирменного потребления". Внешняя финансовая отчетность составляется для Налогового управления (Internal Revenue Service — IRS), Комиссии по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission — SEC) и акционеров.

    Основные обязанности казначея охватывают сферу, которая чаще всего ассоциируется с финансовым менеджментом: инвестиции (долгосрочное планирование инвестиций, управление пенсионным фондом фирмы), финансирование (взаимоотношения с инвестиционными и коммерческими банками, отношения с инвесторами, выплата дивидендов) и управление активами (контроль и регулирование денежных операций, управление дебиторской задолженностью). Приведенная схема организационной структуры может создать у читателя ложное впечатление, будто между сферами ответственности казначея и главного бухгалтера можно провести четкую границу. В надежно функционирующей фирме между обоими этими направлениями происходит интенсивный информационный обмен. В небольших фирмах функции казначея и главного бухгалтера могут быть совмещены в одной должности, что приводит к их переплетению и даже слиянию.




    Казначей

    Главный бухгалтер

    • Планирование инвестиций

    • Учет затрат

    • Контроль и регулирование денежных операций

    • Управление затратами

    • Решение вопросов, касающихся отношений с инвестиционными

    и коммерческими банками

    • Обработка данных

    • Ведение главной бухгалтерской книги (платежная ведомость, дебиторская задолженность/ кредиторская задолженность)

    • Управление кредитами

    • Отчетность (Налоговое управление, Комиссия по ценным

    • Выплата дивидендов

    • Финансовый анализ и планирование

    бумагам и биржам)

    • Отношения с акционерами

    • Внутренний контроль

    • Управление пенсионным фондом

    • Подготовка финансовой отчетности

    • Управление страхованием/риском

    • Составление бюджетов

    • Анализ и планирование налогов

    • Составление прогнозов

    Рис.   1.1.   Организационная структура корпорации

    'Пытаясь отразить на схеме организационной структуры свое повышенное внимание к интересам акционеров, многие компании помещают акционеров выше совета директоров.


    Please publish modules in offcanvas position.