Основы финансового менеджмента - Джеймс К. Ван Хорн - Резервное соглашение и привилегия дополнительного приобретения акций

    Содержание материала

    Резервное соглашение и привилегия дополнительного приобретения акций

    Резервное соглашение (standby arrangement)

    Мера, предпринимаемая с целью обеспечения полного успеха размещения сертификатов-прав, когда инвестиционный банк или группа инвестиционных банков соглашается "оставаться в резерве" подписки на любую нереализованную (непроданную) часть выпуска ценных бумаг.

    Компания может обеспечить полный успех размещения сертификатов-прав, добившись согласия инвестиционного банка или группы инвестиционных банков "оставаться в резерве" подписки на любую нереализованную часть выпуска ценных бумаг. По сути, размещая сертификаты-права, большинство компаний использует так называемое резервное соглашение (standby arrangement). В соответствии с ним банк-андеррайтер получает комиссионные, величина которых зависит от риска, связанного с соответствующим размещением. Зачастую эти комиссионные состоят из двух частей: постоянной и дополнительной — за каждую непроданную акцию, которую должен выкупить гарант. С точки зрения компании-эмитента, чем больше риск неудачного размещения сертификатов-прав, тем более желательным представляется заключение резервного соглашения. Однако при этом не следует забывать о связанных дополнительных затратах.

    Привилегия дополнительного приобретения акций (oversubscription privilege)

    Право на покупку (на пропорциональной основе) любых нереализованных акций в связи с размещением сертификатов-прав.

    Еще одним, реже применяемым средством повышения вероятности того, что будет раскуплен весь выпуск ценных бумаг, является использование привилегии дополнительного приобретения акций (oversubscription privilege). Этот инструмент дает акционерам не только право подписаться на свою пропорциональную долю во всех размещаемых сертификатах-правах, но и право дополнительно приобрести нераспроданные акции. Право на дополнительную подписку предоставляется на пропорциональной основе (относительно количества нераспроданных акций). Например, акционеры могут подписаться на 460 тысяч акций из общего размещения сертификатов-прав, рассчитанного на 500 тысяч акций. Возможно, кто-то захочет купить дополнительные акции, и общая потребность в дополнительной подписке составит 100 тысяч акций. В результате каждый акционер, подписывающийся на дополнительные акции, получит вознаграждение в размере четырех десятых (40 тыс/100 тыс.) акции за каждую акцию, на которую он подписывается. Это позволит полностью распродать весь выпуск акций. Несмотря на то что использование привилегии дополнительного приобретения акций повышает шансы на распродажу всего их выпуска, это — в отличие от резервного соглашения — не дает 100%-ной гарантии полной распродажи. Всегда остается вероятность того, что сочетание подписки и дополнительной подписки не обеспечит реализации всего количества акций, которое намерена продать компания.

    В поисках денег компании возвращаются к основам

    Выпуск прав — проверенный способ привлечения денежных средств

    Две французские группы присоединились вчера к постоянно разрастающейся очереди европейских компаний, которые жаждут получить деньги от своих акционеров путем выпуска новых прав на покупку акций.

    Компания Scor, занимающаяся перестрахованием, предполагает увеличить капитал на 400 млн. евро (251,2 млн. ф. ст.), что эквивалентно ее рыночной капитализации, однако эта мера была воспринята негативно и ее акции упали в цене примерно на треть. Между тем Bouygues Telecom сообщила, что собирается приступить к выпуску новых прав на покупку акций. Целью этой эмиссии стала покупка лицензии стоимостью 619 млн. евро, дающей право быть оператором сети мобильной телефонии третьего поколения.

    Выпуск прав на покупку новых акций, предлагаемых акционерам компании пропорционально их долям в ее капитале, — самый популярный в этом году способ привлечения денег. В зависимости от своих представлений о будущем компании ее акционеры могут либо подписаться на такой выпуск, либо отказаться от него. Но когда рынки ценных бумаг переживают не лучшие времена, а другие источники финансирования иссякают, выпуск прав может оказаться для компании вопросом жизни и смерти.

    "Для ряда компаний с большим значением финансового "рычага" рынки облигаций в этом году были, по сути, закрыты, рынок IPO практически исчерпался, а банки отказываются давать деньги в кредит на длительные сроки фирмам-должникам. Поэтому у компаний не остается другого выбора, кроме как обращаться за деньгами к своим акционерам", — говорит Джеймс Ренуик, глава европейского отделения рынков акционерного капитала UBS Warburg.

    Так, по его словам, с помощью выпуска прав в этом году удалось привлечь примерно 30% всего акционерного капитала, т.е. в три раза больше среднего уровня за предыдущие пять лет.

    Учитывая, что за первые девять месяцев этого года первоначальное публичное предложение акций (IPO) сократилось почти на 60%, составив 10,1 млрд. евро, а выпуск конвертируемых облигаций уменьшился на 35%, выпуски прав остаются единственным сегментом европейских рынков акционерного капитала, демонстрирующим признаки роста.  За первые девять месяцев этого года удалось привлечь 17,5 млрд. евро (за соответствующий период прошлого года 16,4 млрд. евро). "Выпуск прав — основной способ привлечения денежных средств, которым пользуются компании до тех пор, пока рынки капиталов не достигнут надлежащего уровня развития. Однако каждый раз, когда наступают трудные времена, компании возвращаются к этим основам", — говорит Данте Росцини, один из руководителей по работе с глобальными рынками акционерного капитала в Merrill Lynch. "Европейские  компании   сталкиваются  с   суровой  реальностью.   Неустойчивость рынков бьет все рекорды, и выпуск прав, возможно, — единственный способ реструктуризации балансовых отчетов в кратко- и среднесрочной перспективе", — отмечает Джеймс Ренуик.

    Однако не все выпуски прав — действительно спасительный способ финансирования. Kingfisher, британская компания розничной торговли, и Imperial Tobacco использовали такие выпуски, чтобы расплатиться за покупку ими других компаний. В отличие от публичного выпуска новых акций или выпуска конвертируемых облигаций, выпуск прав не ущемляет интересы уже существующих акционеров.

    Источник. Статья Arkady Ostrovsky, "Companies go back to basics in search for cash", Financial Times (October 1, 2002), p. 19. (w w w . f t. c o m ) © Financial Times Limited 2002. Используется с разрешения. Все права защищены.


    Please publish modules in offcanvas position.