Конкурентное преимущество
Рис. 15.1, Важнейшие источники создания стоимости компании |
Конкурентное преимущество связано с относительным положением компании в соответствующей отрасли. Компания может быть многоотраслевой; в этом случае о конкурентных преимуществах следует судить по конкретным отраслям, в рамках которых действуют ее подразделения. Конкурентного преимущества можно добиться различными способами; соответственно бывает преимущество за счет издержек, за счет маркетинга и цены, за счет предполагаемого качества и исключительных организационных возможностей (корпоративная культура). Конкурентное преимущество нивелируется в результате конкуренции. Например, относительные издержки, качество или превосходство в маркетинге слишком бросаются в глаза и непременно подвергаются атакам со стороны конкурентов. Преуспевающая компания — это такая компания, которая постоянно выявляет и использует возможности для получения избыточной доходности. В целом конкурентное преимущество компания может поддерживать лишь за счет той или иной последовательности кратковременных преимуществ (т.е. преимуществ, действующих на относительно коротком отрезке времени).
Таким образом, привлекательность отрасли и конкурентное преимущество — важнейшие источники создания стоимости компании. Чем лучше эти показатели, тем вероятнее, что ожидаемая доходность бизнеса компании будет превышать требования поставщиков капитала. Эти положения мы попытались проиллюстрировать на рис. 15.1.