Точка заказа : когда заказывать
Кроме того, сколько товара и материалов следует заказывать, необходимо также знать, когда именно надо сделать новый заказ. "Когда" в данном случае означает количество единиц продукции, до которого должен снизиться запас фирмы, чтобы размещать следующий заказ экономичного размера. В условиях рассмотренного нами примера оговаривалось, что товарно-материальные запасы заказываются и поставляются без каких-либо задержек. На практике же между моментом размещения заказа на закупку и получением товара либо временем заказа на его производство и поставкой обычно существует некоторый временной промежуток. Это время реализации заказа (lead time) необходимо учитывать в расчетах.
Время реализации заказа (lead time)
Время между размещением заказа на определенные виды товарно-материальных запасов и моментом поступления заказанной продукции в товарные запасы фирмы,
Предположим, мы точно определили потребность фирмы в товарно-материальных запасах, однако нам известно, что для поступления продукции после размещения заказа на нее требуется пять дней. Выше с помощью формулы для вычисления экономичного размера заказа было определено, что этот размер для анализируемой нами фирмы составляет 200 единиц (при условии, что заказ размещается и выполняется каждые 10 дней). Следовательно, время реализации заказа данной фирмы имеет нулевое значение, а дневной расход продукции составляет 20 единиц. Если расход останется величиной постоян-7 Как видно на рис. 10.7, графики общих текущих издержек и общих расходов на заказ пересекаются на том уровне размера заказа, на котором кривая общих затрат на товарно-материальные запасы находится на минимальном уровне, т.е. в точке Q*. Чтобы убедиться, что данная ситуация всегда будет для нашей модели истинной, рассмотрим случай, когда показатель общих текущих издержек (ТСС) будет равен показателю общих расходов на заказ (ТОС), и составим уравнение для размера заказа Q:
ТСС = ТО С
C(Q/2) = 0(S/Q)
C(Q2) = Q(S/Q)
Q = ^P = Q*=EOQ.
ной, то при новых условиях фирме надо будет размещать каждый последующий заказ за пять дней до даты, когда будет израсходован весь запас данной продукции, т.е. в момент, когда на складе останется 100 единиц. Точка заказа (order point) может быть вычислена следующим образом:
Точка заказа ( Т З ) = Время реализации заказа х Дневной расход . (Ю.4)
Точка заказа (order point)
Количество единиц продукции, до которого должен снизиться ее запас, чтобы поступил сигнал о необходимости размещения нового заказа на пополнение данного товарно-материального запаса,
Следовательно, точка заказа теперь составит:
5 дней х 20 единиц в день = 100 единиц .
Таким образом, когда размещенный заказ спустя пять дней будет выполнен, запас фирмы на данную продукцию как раз достигнет нулевого уровня. Этот пример вычислений с учетом точки заказа графически изображен на рис. 10.8.
Рис. 10.8. Точка заказа при известном и ненулевом времени реализации заказа