Основы финансового менеджмента - Джеймс К. Ван Хорн - Кредитная политика и политика взыскания дебиторской задолженности

    Содержание материала

    Кредитная политика и политика взыскания дебиторской задолженности

    Самое значительно влияние на уровень дебиторской задолженности фирмы оказывают общие экономические условия, качество и цена выпускаемой ею продукции и кредитная политика компании. Все эти факторы, за исключением последнего, в основном лежат вне пределов компетенции финансового менеджера. Однако, если говорить о других оборотных средствах, финансовый руководитель способен влиять на уровень дебиторской задолженности своей фирмы, добиваясь оптимального соотношения между выгодой, которую она приносит, и риском. Так, ослабление компанией стандартов кредитоспособности (credit standards), как правило, приводит к повышению спроса на ее продукцию, что, в свою очередь, обычно способствует увеличению объема продаж и прибыли. Однако следует помнить, что при этом вырастают затраты в связи с дополнительной дебиторской задолженностью, а также увеличивается риск, связанный с безнадежными долгами. Далее мы подробно рассмотрим, как определяется оптимальное соотношение всех этих факторов.

    In God We Trust. Эти слова с середины XIX века присутствуют на всех денежных знаках США — Примеч. ред.

    Стандарты кредитоспособности (credit standards)

    Минимальный уровень кредитоспособности претендента на получение товаров фирмы в кредит.

    Мы обсудим следующие переменные, определяющие политику фирмы: качество акцептованных фирмой счетов для расчетов с покупателями, продолжительность срока кредитования, скидки за ранние платежи (если таковые предоставляются компанией) и политика взыскания дебиторской задолженности, которой придерживается фирма. В совокупности все эти компоненты в огромной мере влияют на средний срок взыскания дебиторской задолженности компании и определяют долю кредитных продаж, которые в итоге становятся безнадежными долгами. Далее каждый из этих элементов будет проанализирован нами при условии постоянных показателей по всем остальным факторам, а также с учетом внешних переменных, оказывающих влияние на средний срок взыскания счетов дебиторов и на процент безнадежных долгов от общей суммы продаж в кредит. Кроме того, мы исходим из предположения, что оценка риска достаточно стандартизирована, что позволяет объективно сравнивать степень риска по разным счетам.

    Правильно разработанная и реализованная кредитная политика и политика взыскания дебиторской задолженности позволяют уничтожить барьеры между маркетинговой и финансовой сферами

    Кредитная политика и политика взыскания долгов тесно взаимосвязаны с маркетинговой политикой фирмы, т.е. с теми правилами, руководствуясь которыми фирма продает свои товары и оказывает услуги потребителям. Так, например, эффективная обработка заявок на предоставление кредита в значительной мере влияет на объемы продаж и степень удовлетворенности покупателей. По сути, кредитную политику и политику взыскания по счетам дебиторов компании следует рассматривать как неотъемлемую часть продукции или услуг, которые она продает. Из этого следует, что маркетологи и финансисты должны тесно сотрудничать в ходе разработки кредитной политики и политики взыскания долгов. Обычно за их разработку несет ответственность финансовый менеджер, но в последнее время все более распространенными становятся постоянные группы, в состав которых входят специалисты по маркетингу и финансам, особенно если речь идет о внедрении новой политики взыскания по счетам дебиторов.


    Please publish modules in offcanvas position.