Основы финансового менеджмента - Джеймс К. Ван Хорн - Множественные внутренние коэффициенты окупаемости инвестиций

    Содержание материала

    Множественные внутренние коэффициенты окупаемости инвестиций

    Потенциальной проблемой, о которой нам остается упомянуть и которая связана с использованием метода IRR инвестиций, служит возможность существования нескольких IRR инвестиций. Необходимым, но не достаточным условием их существования служит многократная смена денежным потоком своего знака. Например, последовательность -, +, +, - свидетельствует о двукратном изменении знака: с "минуса" на "плюс" и с "плюса" на "минус". Все примеры, которые мы приводили до настоящего момента, отражали традиционную картину денежных потоков, когда расход денег сопровождается одним

    или несколькими денежными поступлениями. Иными словами, речь шла лишь о единственном изменении знака (с "минуса" на "плюс"), что гарантировало единственно возможный IRR инвестиций. Однако некоторые проекты, которые можно было бы назвать нетрадиционными (nonconventional), предполагают многократное изменение знака. Например, в конце реализации проекта может потребоваться компенсировать ущерб, нанесенный окружающей среде. Такое нередко происходит в добывающей промышленности (например, при разработке месторождений открытым способом), когда по завершении реализации проекта соответствующий земельный участок необходимо рекультивировать. Кроме того, когда речь идет, например, о каком-нибудь химическом предприятии, зачастую возникают весьма существенные расходы на демонтаж оборудования. Какой бы ни была причина этих расходов, они приводят к денежным расходам в конце реализации проекта и, следовательно, порождают несколько изменений знака у денежного потока.

    Маркетинг и финансы взамно дополняют

    друг друга: когда анализ выполнен правильно

    С финансовой точки зрения хорошими инвестициями являются такие, которые характеризуются положительным значением чистой приведенной стоимости, т.е. инвестиции, стоимость которых превышает связанные с ними расходы. В то время как специалисты по маркетингу нередко полагают, что NPV инвестиционного проекта — это лишь результат "финансовой арифметики", на самом деле это следствие стратегического маркетинга. Чтобы обеспечить положительное значение NPV, проект должен пройти два теста. Во-первых, необходимо ответить на вопрос, обладает ли соответствующий продукт или услуга достаточной ценностью для достаточного количества потребителей, которая способна поддерживать цены и объемы производства, превосходящие связанные с ним затраты (включая издержки, возникающие в результате неиспользования альтернативных проектов вложения капитала, т.е. вмененные издержки)? Этот вопрос считается центральным для послевоенного маркетинга и "маркетинговой концепции". Во-вторых, необходимо ответить на вопрос, располагает ли компания достаточными источниками надежного конкурентного преимущества, которые позволяли бы использовать, развивать и защищать такую возможность? Это отражает наметившийся в последнее время в сфере маркетинга акцент на конкурентной стратегии. Следовательно, задача заключается в том, чтобы стимулировать такой процесс принятия решений в области инвестиций, при котором финансовый анализ высвечивал бы, а не уводил в тень эти два фундаментальных вопроса маркетинга.

    Воспроизводится с разрешения Harvard Business Review. Выдержка из статьи Patrick Barwise, Paul R. Marsh, and Robin Wensley "Must Finance and Strategy Clash?" (September-October 1989). © President a n d F e l l o w s of Harvard C o l l e g e . Все права защищены.

    Приведут ли эти изменения знака к появлению нескольких IRR инвестиций, зависит также от абсолютной величины денежных потоков. Поскольку указанная взаимосвязь достаточно сложна и требует иллюстрации, более полно эта проблема будет освещена в приложении А в конце данной главы. Большинство проектов характеризуется лишь одним изменением знака у денежного потока, однако в некоторых проектах все же наблюдается несколько таких изменений. В этих случаях финансовому руководителю необходимо помнить о возможно586      Часть V. Инвестиции в основной капитал

    сти появления нескольких IRR инвестиций. Как показано в приложении А, никакой из IRR инвестиций сам по себе не имеет смысла с экономической точки зрения, когда существует несколько IRR. Следовательно, в этом случае необходимо использовать какой-то альтернативный метод анализа.

    Когда приходится анализировать ситуации с несколькими IRR, использование калькуляторов и компьютерных программ нередко приводит к ошибкам, позволяя определить лишь один IRR. Возможно, наилучшим способом определить, возникают ли в этом смысле какие-то проблемы, является вычисление чистой приведенной стоимости проекта при разных ставках дисконтирования. Если ставку дисконтирования увеличивать небольшими приращениями, например, от нуля до 1000%, можно построить профиль NPV, похожий на представленный на рис. 13.2. Если кривая профиля NPV пересекает горизонтальную ось несколько раз, можно не сомневаться, что вам придется решать проблему нескольких IRR.


    Please publish modules in offcanvas position.