Множественные внутренние коэффициенты окупаемости инвестиций
Потенциальной проблемой, о которой нам остается упомянуть и которая связана с использованием метода IRR инвестиций, служит возможность существования нескольких IRR инвестиций. Необходимым, но не достаточным условием их существования служит многократная смена денежным потоком своего знака. Например, последовательность -, +, +, - свидетельствует о двукратном изменении знака: с "минуса" на "плюс" и с "плюса" на "минус". Все примеры, которые мы приводили до настоящего момента, отражали традиционную картину денежных потоков, когда расход денег сопровождается одним
или несколькими денежными поступлениями. Иными словами, речь шла лишь о единственном изменении знака (с "минуса" на "плюс"), что гарантировало единственно возможный IRR инвестиций. Однако некоторые проекты, которые можно было бы назвать нетрадиционными (nonconventional), предполагают многократное изменение знака. Например, в конце реализации проекта может потребоваться компенсировать ущерб, нанесенный окружающей среде. Такое нередко происходит в добывающей промышленности (например, при разработке месторождений открытым способом), когда по завершении реализации проекта соответствующий земельный участок необходимо рекультивировать. Кроме того, когда речь идет, например, о каком-нибудь химическом предприятии, зачастую возникают весьма существенные расходы на демонтаж оборудования. Какой бы ни была причина этих расходов, они приводят к денежным расходам в конце реализации проекта и, следовательно, порождают несколько изменений знака у денежного потока.
Маркетинг и финансы взамно дополняют
друг друга: когда анализ выполнен правильно
С финансовой точки зрения хорошими инвестициями являются такие, которые характеризуются положительным значением чистой приведенной стоимости, т.е. инвестиции, стоимость которых превышает связанные с ними расходы. В то время как специалисты по маркетингу нередко полагают, что NPV инвестиционного проекта — это лишь результат "финансовой арифметики", на самом деле это следствие стратегического маркетинга. Чтобы обеспечить положительное значение NPV, проект должен пройти два теста. Во-первых, необходимо ответить на вопрос, обладает ли соответствующий продукт или услуга достаточной ценностью для достаточного количества потребителей, которая способна поддерживать цены и объемы производства, превосходящие связанные с ним затраты (включая издержки, возникающие в результате неиспользования альтернативных проектов вложения капитала, т.е. вмененные издержки)? Этот вопрос считается центральным для послевоенного маркетинга и "маркетинговой концепции". Во-вторых, необходимо ответить на вопрос, располагает ли компания достаточными источниками надежного конкурентного преимущества, которые позволяли бы использовать, развивать и защищать такую возможность? Это отражает наметившийся в последнее время в сфере маркетинга акцент на конкурентной стратегии. Следовательно, задача заключается в том, чтобы стимулировать такой процесс принятия решений в области инвестиций, при котором финансовый анализ высвечивал бы, а не уводил в тень эти два фундаментальных вопроса маркетинга.
Воспроизводится с разрешения Harvard Business Review. Выдержка из статьи Patrick Barwise, Paul R. Marsh, and Robin Wensley "Must Finance and Strategy Clash?" (September-October 1989). © President a n d F e l l o w s of Harvard C o l l e g e . Все права защищены.
Приведут ли эти изменения знака к появлению нескольких IRR инвестиций, зависит также от абсолютной величины денежных потоков. Поскольку указанная взаимосвязь достаточно сложна и требует иллюстрации, более полно эта проблема будет освещена в приложении А в конце данной главы. Большинство проектов характеризуется лишь одним изменением знака у денежного потока, однако в некоторых проектах все же наблюдается несколько таких изменений. В этих случаях финансовому руководителю необходимо помнить о возможно586 Часть V. Инвестиции в основной капитал
сти появления нескольких IRR инвестиций. Как показано в приложении А, никакой из IRR инвестиций сам по себе не имеет смысла с экономической точки зрения, когда существует несколько IRR. Следовательно, в этом случае необходимо использовать какой-то альтернативный метод анализа.
Когда приходится анализировать ситуации с несколькими IRR, использование калькуляторов и компьютерных программ нередко приводит к ошибкам, позволяя определить лишь один IRR. Возможно, наилучшим способом определить, возникают ли в этом смысле какие-то проблемы, является вычисление чистой приведенной стоимости проекта при разных ставках дисконтирования. Если ставку дисконтирования увеличивать небольшими приращениями, например, от нуля до 1000%, можно построить профиль NPV, похожий на представленный на рис. 13.2. Если кривая профиля NPV пересекает горизонтальную ось несколько раз, можно не сомневаться, что вам придется решать проблему нескольких IRR.