Основы финансового менеджмента - Джеймс К. Ван Хорн - Управление кредитным риском

    Содержание материала

    Управление кредитным риском

    Kpax компании Enron заставил многие компании внимательнее присмотреться к своим клиентам и поставщикам.

    До случая с Enron было не очень-то похоже, что компании изъявляют желание работать с каждым, кто приходит к ним через парадную дверь. Однако компании чаще всего оценивают своих клиентов и поставщиков, основываясь на рейтингах, полученных от ведущих рейтинговых агентств, которые определяют кредитные рейтинги компаний. Затем с помощью стратегий хеджирования и других методов они оценивают степень риска. "Кредитный отдел всегда считался чем-то вроде тормозов в автомобиле, с помощью которого вы собираетесь преодолеть значительное расстояние и сделать это достаточно быстро'', — говорит Рой Тауб, исполнительный директор Standard & Poor's Corp. и глава группы по принятию решений о риске в этом рейтинговом агентстве.

    Неприятности с Enron и WorldCom окончательно подмочили репутацию рейтинговых агентств, которые и без того выглядели не очень-то хорошо после серии скандалов с высокотехнологичными и телекоммуникационными компаниями в 2000 и 2001 годах. Финансовые отделы большинства компаний пришли к выводу, что им необходима не просто некая политика подстраховки посредством хеджирования, но и приоритетная программа, которая позволит им либо полностью избежать "плохих парней", либо хотя бы предвидеть потенциальные проблемы.

    Поэтому в наши дни финансовые руководители, стремясь ускорить процесс оценки финансового благополучия своих потенциальных клиентов, обращаются за помощью к рынку. Как и следовало ожидать, там уже появился ряд поставщиков, предлагающих продукты, которые, несмотря на большое разнообразие используемых подходов, в конечном счете служат одной цели: оценить финансовое благополучие интересующей вас компании способами, которые не опирались бы на мнение рейтинговых агентств. Предлагаемые этими поставщиками инструменты позволяют отделам сбыта, закупок и финансов получить в реальном времени "мгновенные

    снимки" профиля риска, связанного с потенциальным поставщиком или клиентом.

    По иронии судьбы, наиболее очевидным источником такого рода продуктов являются именно рейтинговые агентства, определяющие кредитные рейтинги компаний и располагающие огромными объемами необходимых для этого данных. К числу разработчиков таких продуктов, в частности, относятся:

    •       Moody's KMV, сан-францисское подразделение Moody's Investors Service, которое разработало EDF Credit Measure, инструмент, базирующийся на использовании World Wide Web и использующий цену акций, уровень долга и неустойчивость соответствующей отрасли для вычисления вероятности "провала" интересующей вас компании. Продукт, называемый Risk Calculator ("Риск-калькулятор"), выполняет аналогичную задачу для частных компаний.

    •       Standard & Poor's Corp. разработала систему Trade Credit Services, которая использует отраслевые данные, инструменты моделирования и компьютерные программы управления риском для вычисления вероятности "провала" интересующей вас компании и риска просроченной оплаты.

    •       Fitch Risk Management Inc. создала базы данных убытков, понесенных от предоставления кредита, в которых содержится информация о кредитах, предоставленных компаниям, находящимся в частной собственности, а также открытым акционерным обществам. Fitch Risk Management Inc., подразделение рейтингового агентства Fitch Inc., предлагает также систему FitchCRS, которая использует информацию о собственном капитале компаний и данные из финансовых отчетов для определения "рейтингов" компаний, находящихся в личной собственности, а также открытых акционерных обществ.

    Сам по себе факт, что рассматриваемая сделка считается рискованной, еще не означает, что от нее следует отказаться. Эксперты утверждают, что, располагая более точным профилем риска определенного клиента или поставщика, вы получаете возможность провести соответствующую сделку таким образом, чтобы она как можно лучше отвечала этому профилю риска. Например, от потенциального клиента, который был оценен как недостаточно надежный, можно потребовать произвести первую выплату в момент продажи или предложить график ускоренной выплаты причитающейся с него суммы. Кроме того, компания может составлять мониторинговые отчеты, чтобы пристальнее отслеживать поведение клиентов, считающихся недостаточно надежными.

    Источник.  Заимствовано   из   статьи  Jay   Sherman,   "Bad   Company?"   Treasury  and  Risk Management (March 2003), p. 34-36. (www.treasuryandrisk.com) Защищено законом об J охране авторских прав © 2003 Wicks Business Information. Используется с разрешения.


    Please publish modules in offcanvas position.