Основы финансового менеджмента - Джеймс К. Ван Хорн - Займы с помощью инструментов денежного рынка

    Содержание материала

    Займы с помощью инструментов денежного рынка

    Корпоративные векселя (commercial paper). Крупные компании с устойчивым финансовым положением нередко занимают средства на краткосрочной основе с помощью собственных векселей и других инструментов денежного рынка. Корпоративными, коммерческими векселями (commercial paper) называют необеспеченные краткосрочные простые векселя, реализуемые на денежном рынке.

    Корпоративные, коммерческие векселя (commercial paper)

    Необеспеченные краткосрочные простые векселя, обычно выпускаемые крупными корпорациями (так называемые необеспеченные долговые расписки (IOU — I owe y o u , "я в а м должен").

    Поскольку такие векселя являются инструментами денежного рынка, использовать их в качестве источника краткосрочного финансирования могут только наиболее кредитоспособные компании.

    Рынок корпоративных векселей состоит из двух частей: дилерского рынка и рынка прямого размещения бумаг среди инвесторов3. Производственные фирмы, коммунальные предприятия и финансовые компании средних размеров, как правило, реализуют свои векселя с использованием услуг дилеров. Дилерские организации объединяют несколько крупных дилеров, которые приобретают векселя непосредственно у их эмитентов, после чего предлагают их инвесторам. Обычно за свои услуги дилеры взимают комиссионные в размере 1 /8%, а срок платежей по размещенным дилерами векселям составляет от 30 до 90 дней. Этот рынок характеризуется высокой степенью организации и сложностью; на нем обычно реализуются векселя номиналом не менее 100 тыс. долл. В прошлом для дилерского рынка было также типичным наличие большого количества эмитентов, которые брали займы на сезонной основе, однако в последнее время наблюдается устойчивая тенденция к финансированию на автоматически возобновляемой (револьверной) или более постоянной основе.

    Многие крупные финансовые компании, например General Motors Acceptance Corporation (GMAC), предпочитают не пользоваться услугами дилерских организаций, а продавать свои векселя непосредственно инвесторам. Такие эмитенты "подгоняют" сроки погашения и суммы выпускаемых ими векселей к конкретным потребностям инвесторов, подавляющее большинство которых являются крупными корпорациями со значительными излишками денег. Сроки погашения по таким размещенным напрямую векселям могут варьироваться от нескольких дней до 270 суток. В отличие от многих выпускающих векселя производственных фирм, финансовые компании используют рынок векселей как постоянный источник средств. Оба вида векселей — как размещаемые через дилеров, так и реализуемые самим эмитентом — классифицируются в соответствии с их качеством как минимум одним независимым рейтинговым агентством: Moody's, Standard & Poor's, Duff & Phelps или Fitch's. Высшая рейтинговая оценка этих агентств Р-1, А-1, D-1 и F-1 соответственно. Только векселя, получившие оценку 1, будут пользоваться большим спросом на рынке.

    Принципиальным преимуществом использования корпоративных векселей в качестве источника краткосрочного финансирования является то, что этот способ, как правило, намного дешевле краткосрочных бизнес-займов, предоставляемых коммерческими банками. В зависимости от колебаний процентной ставки ставка по векселям заемщиков высшего качества может быть на несколько процентов меньше ставки "прайм-рейт" (базовой ставки для высоконадежных заемщиков) по банковским займам. Для большинства заемщиков векселя служат дополнением банковского кредита. Обычно дилеры, проводящие операции с векселями, чтобы обезопасить себя, требуют от эмитентов векселей открытия банковской кредитной линии. Это обеспечивает дополнительную гарантию, что займы, предоставленные путем продажи векселей, бу-

    Обсуждение коммерческих векселей  с точки зрения  краткосрочного  инвестора  представлено в главе 9.

    дут возвращены. В целом, однако, до настоящего времени рост рынка векселей и других компонентов денежного рынка обеспечивался преимущественно за счет банковских займов. При этом доля банков в общем корпоративном финансировании в последнее время сокращается.

    Вместо того чтобы выпускать в обращение простые векселя, многие корпорации эмитируют документы, известные как векселя с банковской поддержкой. За определенную плату банк предоставляет аккредитив (L/C — letter of credit), гарантирующий инвестору, что долги компании будут оплачены.

    Аккредитив (L/C letter of credit)

    Обязательство третьей стороны (обычно банка) при определенных условиях выплатить какому-либо лицу определенную сумму денег при определенных условиях. Часто используется в качестве гарантии платежей по долговым обязательствам,

    В этом случае качество инструмента зависит от кредитоспособности гарантировавшего ее банка, и векселя соответственно классифицируются кредитными агентствами. Кредитование данного типа обычно практикуется компаниями, не очень известными на рынке, например частными предприятиями, а также фирмами, которые, самостоятельно выпустив в обращение автономные бумаги, в результате классификации получили бы не слишком высокую рейтинговую оценку. Этот способ обеспечивает доступ на рынок векселей в периоды, когда затраты меньше, чем при получении прямых займов в банках.

    Банковские акцепты. Значительным источником финансирования для компаний, занимающихся внешней торговлей либо внутренними поставками легко реализуемых товаров, нередко бывают банковские акцепты (bankers' acceptance).

    Банковские акцепты (BAs — bankers' acceptance)

    Краткосрочные простые векселя по торговым операциям, по которым банк обязуется по наступлении срока платежа уплатить ("акцептуя" их) предъявителю их номинальную стоимость,

    Например, если какая-либо американская компания планирует закупить у японской фирмы и импортировать электронные комплектующие на сумму 100 тыс. долл., то они могут прийти к соглашению о проведении данной сделки на основе тратты (переводного векселя), выписанной на 90-дневный срок. После этого американская сторона открывает в своем банке аккредитив, которым данный банк подтверждает свое согласие на оплату векселей, выписанных компании, по предъявлении их через определенный японский банк. Японская компания поставляет товары и в то же время выписывает тратту, содержащую требование к американской компании оплатить ее в течение 90 дней. Затем она отправляет эту тратту в свой японский банк. В соответствии с предварительным соглашением тратта пересылается в американский банк и "акцептуется" им. С этого момента данный документ становится банковским акцептом, замещая тем самым кредитоспособность американской фирмы-трассата своей кредитоспособностью.

    Если банк крупный и известный — а большинство банков, акцептующих тратты, именно таковы, — ликвидность финансового инструмента после акцепта значительно возрастает. В результате трассант (японская компания) не обязана будет предъявлять вексель до наступления окончательной даты

    платежа; она может продать тратту на рынке за сумму меньше ее номинальной стоимости. Скидка в данном случае представляет собой процентный доход покупателя тратты. По истечении 90 дней он предъявляет в банк тратту для оплаты и получает 100 тыс. долл. На этот момент американская компания обязана иметь на своем депозите сумму, достаточную для погашения тратты. Таким образом, она финансирует свой импорт в оговоренный 90-дневный период. Можно предположить, что если бы оплата была произведена в момент поставки товара, японский экспортер несколько снизил бы цену на свой товар. С этой точки зрения, американская компания является "заемщиком".

    Наличие активного и жизнеспособного рынка банковских акцептов сделало возможным финансирование внешнеторговых операций при процентных ставках, размеры которых совсем незначительно превышают проценты по корпоративным векселям. Хотя акцепты создаются на основе тех же правил, на которых строится внешняя и внутренняя торговля, меньшую часть общего количества неоплаченных банковских акцептов составляют внутренние. Кроме сферы торговли, финансирование с применением внутреннего акцепта используется при хранении некоторых видов продукции, например зерна.


    Please publish modules in offcanvas position.