Основы финансового менеджмента - Джеймс К. Ван Хорн - Политика и процедуры взыскания дебиторской задолженности

    Содержание материала

    Политика и процедуры взыскания дебиторской задолженности

    Общая политика взыскания по счетам дебиторов определяется фирмой путем комбинирования целого ряда используемых ею процедур взимания платежей. Такие процедуры включают отправку писем, телефонные звонки, личное посещение должника и мероприятия юридического характера. Одним из основных переменных факторов, определяющих эту политику, является сумма, затрачиваемая на процедуры взыскания долгов. До определенного момента зависимость носит весьма конкретный характер: чем больше затрачивается средств на процедуры взыскания, тем меньше процент безнадежных долгов и тем короче средний период взыскания долга (при том, что все остальные показатели остаются прежними).

    Однако следует помнить, что эта взаимосвязь не носит линейный характер. Так, первоначальные расходы по взиманию платежей обычно не способствуют значительному сокращению потерь по безнадежным долгам. Дополнительные же расходы данного типа очень серьезно влияют на этот показатель, но лишь до определенного момента, после которого их влияние на размеры безнадежных долгов имеет тенденцию сокращаться. Гипотетическая взаимозависимость между расходами по взиманию платежей и потерями по безнадежным долгам отображена на рис. 10.1.

    Рис.   10.1.  Взаимозависимость  между размерами   потерь   по   безнадежным долгам   и затратами по взиманию платежей

    Обычно приблизительно такой же вид имеет кривая взаимозависимости между средним сроком взыскания по счетам дебиторов и уровнем расходов, связанных с этой деятельностью.

    Если объемы продаж не зависят от усилий, затрачиваемых фирмой в процессе взимания платежей, то определение нужного уровня расходов по этой деятельности также представляет собой поиск оптимального компромисса. На этот раз компромисс должен быть достигнут между суммой расходов, с одной стороны, и сокращением стоимости потерь по безнадежным долгам и суммой экономии вследствие сокращения инвестиций в дебиторскую задолженность — с другой. Вычисления в данном случае будут такими же, как при определении целесообразности предоставления скидок за ранние платежи или потерь вследствие дефолта, что уже было подробно описано в этой главе. Читатель может без труда проверить любой оптимальный вариант.

    Поскольку качество любой дебиторской задолженности оценивается исключительно степенью вероятности ее своевременной оплаты, не существует фирмы, которая может позволить себе слишком долго ждать, прежде чем приступить к процедурам взыскания по счетам дебиторов.

    Однако, начав делать это излишне быстро, вы рискуете разозлить относительно надежных клиентов, которые по той или иной причине не смогли вовремя произвести платежи. Независимо от того, к каким именно процедурам прибегает фирма, порядок их использования должен быть твердо определен. Так, обычно первой мерой является телефонный звонок, в ходе которого выясняются причины задержки платежа. Далее, как правило, должнику отправляется письмо, за которым, возможно, последуют дополнительные письма, все более и более серьезного содержания. Иногда необходимостью становится звонок юриста фирмы, составленное и подписанное им письмо. В некоторых компаниях даже существует специальный штат сотрудников, в обязанности которых входит посещение клиентов, имеющихся просроченные счета.

    Если же все эти мероприятия не приносят желаемого результата, то счет может быть передан в специальное агентство, специализирующееся на взыскании задолженностей. За свои услуги такие агентства берут довольно значительную плату, зачастую половину всей суммы дебиторских задолженностей, но нередко такая мера бывает единственной разумной альтернативой, особенно если речь идет о маленьких счетах. Прямые юридические действия обходятся очень дорого, нередко не достигают нужной цели и часто ведут к банкротству счета. Если платеж невозможно получить, то следует искать какое-либо компромиссное решение, способное обеспечить наиболее высокий процент взыскания дебиторских задолженностей.


    Please publish modules in offcanvas position.