Основы финансового менеджмента - Джеймс К. Ван Хорн - Традиционный андеррайтинг

    Содержание материала

    Традиционный андеррайтинг

    Андеррайтинг, или гарантируемое размещение ценных бумаг (underwriting)

    Принятие на себя риска эмитента, заключающегося в невозможности продажи ценных бумаг по установленной цене, для чего эти ценные бумаги покупаются у эмитента с целью перепродажи всем желающим; называется также твердым обязательством   при    андеррайтинге    (firm    commitment   underwriting),

    Покупая тот или иной выпуск ценных бумаг инвестиционный банк или группа инвестиционных банков занимаются андеррайтингом этого выпуска, оплачивая компании всю его стоимость. Начиная с этого момента компания-эмитент освобождает себя от риска, заключающегося в невозможности продажи своих ценных бумаг по установленной цене всем желающим. Если размещение ценных бумаг происходит плохо (либо по причине неблагоприятной ситуации на рынке, либо вследствие завышенной цены этих ценных бумаг), именно гарант размещения (underwriter), а не компания, несет соответствующие убытки. Таким образом, инвестиционный банк берет на себя риск неблагоприятных колебаний цен на протяжении всего периода продажи ценных бумаг.

    Зачастую инвестиционный банк, с которым компания обсуждает вопрос о размещении своих ценных бумаг, не рискует брать на себя всю ответственность, связанную с их перепродажей. Чтобы распределить риск и обеспечить более благоприятные условия для продажи ценных бумаг, к участию в их размещении приглашаются и другие инвестиционные банки. Инвестиционный банк, участвующий с самого начата в проекте привлечения средств, обычно выступает в роли менеджера, а его доля в размещении ценных бумаг — наибольшая. Другие инвестиционные банки приглашаются для участия в эмиссионном синдикате (underwriting syndicate); их долевое участие определяется в первую очередь на основе их способности продавать ценные бумаги.

    Эмиссионный синдикат (underwriting syndicate)

    Временное объединение инвестиционных банков, создаваемое с целью продажи нового выпуска ценных бумаг.

    Конкурентное предложение или проведение переговоров? Традиционный андеррайтинг может осуществляться на основе либо конкурентного предложения (competitive bid), либо проведения переговоров (negotiations). В случае конкурентного предложения компания-эмитент указывает дату, к которой должны быть объявлены условия (в письменном виде); конкурирующие синдикаты должны представить свои условия к указанному времени и по указанному адресу. Синдикат, предоставивший наиболее выгодные условия, получает право на размещение всего выпуска ценных бумаг. В случае проведения переговоров компания-эмитент выбирает для себя инвестиционный банк и непосредственно с ним вырабатывает наиболее важные "параметры" данного выпуска. Совместно они обсуждают и устанавливают цены, касающиеся нового выпуска ценных бумаг, и конкретный график этого выпуска. В зависимости от размера выпуска инвестиционный банк может пригласить другие фирмы к участию в риске и продаже ценных бумаг. В любом случае инвестиционные банки получают компенсацию за бремя риска в виде разницы цен, по которым ценные бумаги покупаются у эмитента и затем продаются инвесторам. Метод конкурентного предложения часто используется муниципалитетами и компаниями, предоставляющими коммунальные услуги (нередко по причине требований соответствующих законов), тогда как метод проведения переговоров, как правило, используется для размещения корпоративных акций и большинства выпусков корпоративных облигаций.

    Создание рынка. Бывает, что гарант размещения ценных бумаг занимается созданием рынка (make a market) для этих ценных бумаг после их выпуска. Его еще называют маркетмейкером. Если компания впервые проводит открытое размещение своих обыкновенных акций, создание рынка особенно важно для акционеров. Создавая рынок, гарант размещения ценных бумаг поддерживает определенный их запас, устанавливает цену, по которой они будут покупаться банком-андеррайтером (a bid price), и цену, по которой они будут им продаваться (an ask price); гарант размещения должен всегда быть готов к покупке и продаже именно по этим ценам. Учитывая деятельность в рамках создания рынка, ценные бумаги имеют для инвесторов большую ликвидность, что повышает шансы на успех размещения выпуска ценных бумаг.


    Please publish modules in offcanvas position.