Основы финансового менеджмента - Джеймс К. Ван Хорн - Социальная ответственность компании

    Содержание материала

    Социальная ответственность компании

    Стремление к максимизации благосостояния акционеров вовсе не означает, что руководство должно игнорировать социальную ответственность своей компании, в частности — защиту интересов потребителей, выплату справедливой заработной платы своим служащим, применение честных методов найма новых работников и обеспечение для них безопасных условий труда, поддержку образования и участие в решении вопросов, касающихся защиты окружающей среды. Менеджеры фирмы вынуждены считаться не только с интересами акционеров, но и с интересами прочих заинтересованных сторон (stakeholders). К их числу относятся акционеры, кредиторы, клиенты, служащие, поставщики компании, местные общины и т.п.

    Ответственность корпораций перед обществом

    Несмотря на то что истории о безответственности, проявляемой некоторыми компаниями, продолжают появляться на страницах периодических изданий, все больше компаний изыскивают способы установления "корпоративного гражданства" как одного из обязательных качеств современного бизнеса.

    "Корпоративное гражданство — это система отношений между бизнесом и обществом", — поясняет Брэдли Гугинз, д-р философии, профессор и исполнительный директор Центра корпоративного гражданства (Center for Corporate Citizenship) при Бостонском колледже (Бостон). Гугинз указывает на две тенденции, проявляющиеся в корпоративном гражданстве.

    Первая состоит в количественном росте отчетов, касающихся социальной ответственности корпораций, а также их ответственности за сохранение окружающей среды. "Компании составляют отчеты, в которых говорится: "Вот, что мы делаем, и вот, как мы собираемся умножать наши усилия, направленные на повышение нашей социальной ответственности за сохранение окружающей среды", — говорит Брэдли Гугинз. Компании включают такую информацию в свои ежегодные отчеты или в отдельные документы, посвященные корпоративной ответственности. Второй тенденцией является признание того факта, что ответственность за реализацию принципов корпоративного гражданства традиционно лежала на отдельных лицах компании. В наши дни, поясняет Брэдли Гугинз, компании стремятся разрабатывать интегрированные стратегии. Это делается для того, чтобы при разработке общекорпоративной стратегии гражданства все подразделения компании действовали сообща.

    По мнению Гугинза, наличие такой общекорпоративной стратегии может означать для дальновидных компаний успех их бизнеса. "Корпоративное гражданство свидетельствует о базовых ценностях вашей компании, — говорит он. — А совладельцы вашей компании сравнивают ее реальное поведение с декларируемыми ею базовыми ценностями. Рентабельность компании зависит от доверия ее совладельцев". Кроме того, инвестируя средства в развитие сообществ и стран, на территории которых они ведут свой бизнес, компании открывают для себя новые рынки. "Вы можете использовать социальные и экономические ценности и для обеспечения выгод для общества, и для обеспечения прибылей для своей компании, — добавляет Гугинз. — Таким образом, в данном случае можно говорить о взаимном получении выгоды".

    Источник. "Being a Responsible Corporate Citizen", Exec, Vol. 25:1 (2003), p. 5 (www. unisys.com/execmag/). Защищено законом об охране авторских прав © 2003 Unisys Corporation. Используется с разрешения. Все права защищены.

    Многие люди полагают, что у фирм нет другого выхода, кроме как действовать в социально ответственном духе. Они утверждают, что благосостояние акционеров и, возможно, само существование корпорации зависят от того, в какой мере организация несет свою ответственность перед обществом.  Однако поскольку критерии социальной ответственности до сих пор четко не сформулированы, бывает довольно трудно выработать политику, направленную на ее реализацию. Когда общество с помощью органов представительской власти устанавливает правила, регулирующие баланс между социальными целями и экономической эффективностью, руководство корпорации получает определенные ориентиры. Таким образом, можно считать, что компания действует не только в своих собственных интересах, но и в интересах общества в целом, а максимизация благосостояния акционеров остается ее реальной корпоративной целью.

    Заинтересованные стороны (stakeholders)

    Все, кто заинтересован в бизнесе компании. К их числу относятся ее акционеры, кредиторы, клиенты, служащие, поставщики, а также местные общины.

    Корпоративное   управление

    Под корпоративным управлением понимается система управления и контроля за деятельностью корпорации. Корпоративное управление охватывает отношения между акционерами, советом директоров и топ-менеджментом компании. В рамках этих отношений происходит постановка корпоративных целей и осуществляется контроль эффективности деятельности компании. Огромное значение для успеха управления корпорацией имеют три следующие категории лиц: во-первых, владельцы обыкновенных акций, которые избирают совет директоров компании; во-вторых, сами члены совета директоров компании; в-третьих, высшие должностные лица компании, возглавляемые генеральным директором (chief executive officer — CEO).

    Корпоративное управление (corporate governance)

    Система управления и контроля за деятельностью корпорации, Корпоративное управление охватывает отношения между акционерами, советом директоров и топ-менеджментом компании.

    Совет директоров компании — важнейшее связующее звено между акционерами и руководством компании — является, в принципе, наиболее эффективным инструментом надежного управления. Именно этот орган выступает высшим органом, контролирующим деятельность компании. Совет директоров, если он действует надлежащим образом, выполняет роль независимого контрольного органа по отношению к руководству компании, гарантируя, что оно действует исключительно в интересах ее акционеров.


    Please publish modules in offcanvas position.