Основы финансового менеджмента - Джеймс К. Ван Хорн - УСЛОВИЯ кредита

    Содержание материала

    УСЛОВИЯ кредита

    Период кредитования. В условиях кредита указывается время, на которое покупателю предоставляется кредит, и скидки, если таковые имеются, которые предлагаются ему в случае оплаты счета в ранний отрезок этого периода. Так, например, предположим, что некая фирма реализует товары на условиях "2/10, нетто 30". Термин "2/10" означает, что если счет будет оплачен в течение 10 дней со дня выставления счета-фактуры, то покупателю будет предоставлена скидка в размере 2%. Термин "нетто 30" (net 30) указывает на то, что если покупатель не воспользуется этой скидкой, полная оплата товара должна быть произведена им в течение 30 дней. Таким образом, период кредитования (credit period) составляет 30 дней.

    Период кредитования (credit period)

    Общая продолжительность времени, в течение которого покупатель должен оплатить счет за товары, приобретенные им в кредит,

    Условия кредита обычно основаны на определенных традициях, имеющих место для каждой конкретной отрасли промышленности, но следует учитывать, что период кредитования представляет собой один из способов, с помощью которого фирма может повысить спрос на свою продукцию. Как уже отмечалось, каждой фирме при этом приходится находить оптимальное соотношение между рентабельностью дополнительных объемов продаж и требуемой доходностью дополнительных инвестиций в дебиторскую задолженность.

    Допустим, что фирма, которую мы рассматривали в нашем предьцгущем примере, изменила условия кредита с "нетто 30" на "нетто 60", т.е. увеличила период кредитования с 30 до 60 дней. При этом средний период взыскания по счетам дебиторов для нынешних клиентов фирмы вырастает с 30 до 60 дней. Такое ослабление кредитной политики приводит к увеличению объема продаж до 360 тыс. долл., причем новые покупатели также производят оплату товаров в среднем в течение двухмесячного срока. Дополнительная суммарная дебиторская задолженность состоит из двух частей. Первая часть представляет собой дебиторскую задолженность вследствие увеличения объема продаж. В нашем примере дополнительная реализация составила 360 тыс. долл. При новом годовом коэффициенте оборачиваемости дебиторской задолженности, равном 6, дополнительные счета дебиторов, связанные с новыми продажами, составляют: 360 тыс. долл./б = 60 тыс. долл. В эти дополнительные дебиторские счета фирма инвестировала определенные средства, включающие соответствующие переменные издержки. В нашем примере они составляют: 8 долл./10 долл. х 60 тыс. долл. = 48 тыс. долл.

    Вторая часть дополнительных суммарных счетов дебиторов является следствием замедления процесса взыскания по счетам продажи первоначальным покупателям. Счета этой группы клиентов при новых условиях кредитования оплачиваются несколько медленнее, что приводит к повышению уровня задолженности. При первоначальном объеме продаж 2,4 млн. долл. и коэффициенте оборачиваемости дебиторской задолженности 12 раз в год уровень этой задолженности составлял: 2,4 млн. долл./12 = 200 тыс. долл. Новый уровень при коэффициенте оборачиваемости шесть раз в год составит: 2,400 млн. долл./6 = 400 тыс. долл. Таким образом, появляется дополнительная дебиторская задолженность в размере 200 тыс. долл., связанная с реализацией продукции первоначальным покупателям. Согласно результатам предельного (маржинального) анализа, необходимые инвестиции в эту дополнительную задолженность составят эту же сумму, т.е. 200 тыс. долл. Иными словами, рост переменных издержек вследствие увеличения дебиторской задолженности будет иметь отношение исключительно к новым продажам. Если бы фирма не изменила продолжительность своего кредитного периода, то вся дополнительная сумма по дебиторской задолженности в размере 200 тыс. долл., связанная с продажами первоначальным покупателям, была бы получена деньгами. В данных же условиях фирма должна будет увеличить свои инвестиции в дебиторскую задолженность на 200 тыс. долл.1

    В табл. 10.2 показаны вычисления, основанные на этих исходных данных.

    Таблица 10.2. Сравнение показателей рентабельности и требуемой доходности инвестиций при оценке целесообразности изменения периода кредитования


    Прибыль от дополнительных объемов продаж

    = (Прибыль на единицу продукции) х (Количество дополнительно проданных единиц продукции)

    2 долл.х 36 000 единиц = 72 тыс. долл.

    Дополнительная дебиторская задолженность, связанная с новыми продажами

    = (Выручка от новых продаж) / (Новый коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности)

    360   ТЬ|С          д    о    л    л          /6    =     60   т    ы    с          д    о    л    л


    Инвестиции в дополнительную

    = (Переменные издержки на единицу продукции /

    Окончание   табл.    10.2 Инвестиции в дополнительную     = (Переменные издержки на единицу продукции /

    1 В течение первых 30 дней со дня изменения периода кредитования старые покупатели будут оплачивать счета, оформленные ими до этого изменения. Поскольку объем продаж в этой группе покупателей остался неизменным, уровень связанной с ними дебиторской задолженности также не изменяется. Однако в течение последующих 30 дней от первоначальных покупателей не будет поступать никаких платежей, поскольку теперь они не будут платить до тех пор, пока не истечет 60-дневный срок. Дебиторская задолженность при этом будет накапливаться, в результате чего по истечении 60 дней со дня изменения кредитной политики ее уровень удвоится по сравнению с исходным показателем. Таким образом, фирма лишается месячной суммы поступлений от первоначальных покупателей (200 тыс. долл. минус деньги, которые поступили бы на счет компании, если бы она не изменила свою политику) и с 200-долларовым увеличением суммы счетов дебиторов по бухгалтерской    документации.




    дебиторскую задолженность, связанные с новыми объемами продаж

    Продажная цена единицы продукции) х (Дополнительная дебиторская задолженность)

    0,80 долл. х 60 тыс. долл. = 48 тыс. долл.

    Уровень дебиторской задолженности до изменения периода кредитования

    (Ежегодный объем продаж в кредит) / (Старый коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности)


    2,4 млн. долл./12 = 200 тыс. долл.

    Новый уровень дебиторской задолженности, связанной с первоначальными объемами продаж

    (Ежегодный объем продаж в кредит) / (Новый коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности)

    2,4 млн. долл./б = 400 тыс. долл.

    Инвестиции в дополнительную дебиторскую задолженность, связанную с первоначальными объемами продаж

    400 тыс, долл. - 200 тыс. долл, = 200 тыс. долл.

    Суммарные инвестиции в дополнительную дебиторскую задолженность

    = 48 тыс. долл. + 200 тыс. долл. = 248 тыс. долл.

    Требуемая прибыль от дополнительных инвестиций (до уплаты налогов)

    = (Альтернативные издержки) х (Инвестиции в дополнительную дебиторскую задолженность)

    0,20 х 248 тыс. долл, = 49,6 тыс. долл.

    В данном случае сравнивать следует прибыль от дополнительных продаж с альтернативными издержками, связанными с дополнительным инвестированием средств в дебиторскую задолженность. Поскольку прибыль от дополнительных продаж, т.е. 72 тыс. долл., превышает прибыль на основании требуемой доходности инвестиций в дополнительную дебиторскую задолженность (49 тыс. долл.), то увеличение периода кредитования с 30 до 60 дней следует считать правильным изменением кредитной политики. Прибыль от дополнительных продаж не только компенсирует альтернативные издержки, связанные с дополнительным инвестированием в дебиторскую задолженность, но и превышает их. Большая часть прироста дополнительного инвестирования в дебиторскую задолженность поступает от первоначальных покупателей, совершающих свои платежи медленнее, чем раньше.

    Срок предоставления скидки за ранние платежи (cash discount period)

    Период времени, в течение которого за более раннюю оплату счета   покупатель может получить скидку,


    Please publish modules in offcanvas position.