Основы финансового менеджмента - Джеймс К. Ван Хорн - Срок предоставления скидки за ранние платежи и скидка за ранние платежи

    Содержание материала

    Срок предоставления скидки за ранние платежи и скидка за ранние платежи .

    Срок предоставления скидки за ранние платежи (cash discount period) представляет собой период времени, в течение которого за более раннюю оплату счета покупатель может получить определенную скидку. Хотя данный фактор, подобно периоду кредитования, носит изменчивый характер, обычно этот срок имеет конкретную стандартную продолжительность. Так, большинство компаний обычно рассчитывает на 10-дневный срок с момента отсылки счета-фактуры покупателю до отправки им чека по почте.

    Скидка за ранние платежи (cash discount)

    Сокращение цены покупки или продажи, выраженное в процентах, которое предоставляется в случае оплаты счета-фактуры в ранний период установленного срока. Эта мера стимулирует покупателей, приобретающих товары в кредит, оплачивать счета как можно быстрее,

    Изменение скидки за ранние платежи (cash discount) представляет собой попытку ускорить оплату счетов покупателями. В данном случае необходимо определить, перекроет ли выгода от ускорения процесса взимания платежей затраты, которые понесет фирма при увеличении предлагаемой наличной скидки за быструю оплату счета. Если да, то фирме следует изменить свою политику предоставления скидок. Предположим, что рассматриваемая нами фирма ежегодно продает в кредит товаров на сумму 3 млн. долл., а средний период взыскания дебиторской задолженности составляет два месяца. Кроме того, предположим, что продажи осуществляются на условиях "нетто 45", без предоставления какой-либо наличной скидки. Следовательно, средний остаток дебиторской задолженности составляет: 3 млн. долл./б = 500 тыс. долл. При изменении этих условий на "2/10, нетто 45" средний период взыскания счетов дебиторов может быть сокращен до одного месяца, поскольку 60% покупателей (в денежном исчислении) воспользуются преимуществами 2%-ной скидки. Альтернативные издержки введения скидки составят для фирмы: 0,02 х 0,6 х 3 млн. долл., т.е. 36 тыс. долл. ежегодно. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности вырастет до 12 раз в год, что приведет к сокращению средней суммы дебиторской задолженности с 500 тыс. долл. до 250 тыс. долл. (3 млн. долл./12 = 250 тыс. долл.). Таким образом, мы видим, что благодаря ускорению процедуры взыскания дебиторской задолженности фирма получает 250 тыс. долл. Стоимость этих высвобожденных средств представляет собой альтернативные издержки фирмы. Если предположить, что ставка доходности до уплаты налогов составляет 20%, прибыль в связи с возможным инвестированием сбереженных средств достигнет 50 тыс. долл. (В табл. 10.3 приведены все этапы этих вычислений.)

    Таблица 10.3. Сравнение экономии и затрат при оценке целесообразности изменения скидки за ранние платежи

    Уровень дебиторской задолженности до изменения скидки за ранние платежи

    = (Ежегодный объем продаж в кредит) / (Старый коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности)


    3 млн. долл./б = 500 тыс. долл.

    Новый уровень дебиторской задолженности после введения скидки за ранние платежи

    = (Ежегодный объем продаж в кредит) / (Новый коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности)


    3 млн. долл./12 = 250 тыс. долл.

    Сокращение инвестиций в дебиторскую задолженность

    = (Старый уровень дебиторской задолженности) -(Новый уровень дебиторской задолженности)


    500 тыс, долл, - 250 тыс. долл, = 250 тыс. долл.

    Уровень дебиторской задолжен-   = (Ежегодный объем продаж в кредит) / (Старый
    ности до изменения скидки за        коэффициент оборачиваемости дебиторской за-

    ранние платежи                                  долженности)

    3 млн. долл./б = 500 тыс. долл.

    Новый уровень дебиторской за-     = (Ежегодный объем продаж в кредит) / (Новый ко-
    долженности после введения         эффициент оборачиваемости дебиторской за-
    скидки за ранние платежи                долженности)

    3 млн. долл./12 = 250 тыс. долл.

    Сокращение инвестиций в деби-    = (Старый уровень дебиторской задолженности) -
    торскую задолженность                    (Новый уровень дебиторской задолженности)

    500 тыс, долл, - 250 тыс. долл, = 250 тыс. долл.

    Издержки на введение скидки за ранние платежи (до уплаты налогов)

    (Скидка) х (Процент покупателей, желающих получить скидку) х (Ежегодный объем продаж в кредит) 0,02 х 0,60 х 3 млн. долл. = 36 тыс. долл.

    Экономия с учетом альтернативных издержек от сокращения дебиторской задолженности (до уплаты налогов)

    (Альтернативные издержки) х (Сокращение суммы дебиторской задолженности) а20 х 250 тыс. долл. = 50 тыс. долл.

    Итак, в рассматриваемом нами примере экономия, достигнутая благодаря ускорению процесса взимания платежей, больше, чем затраты, которые понесет фирма, предложив покупателям скидки за ранние расчеты по долгам. Следовательно, данной фирме следует ввести 2%-ную скидку на свою продукцию. Если бы ускорение процесса взыскания по счетам дебиторов не принесло альтернативной экономии, достаточной для компенсации затрат, связанных с введением скидок, то политику в отношении скидок следовало бы оставить неизменной. Конечно, не исключено, что какая-либо другая скидка (не 2%-ная) способна дать даже большую разницу между экономией с учетом альтернативных издержек и затратами на введение скидки.

    Сезонные датировки ( s e a s o n a l dating)

    Условия кредита, побуждающие покупателя сезонной продукции производить закупки до наступления периода пиковых объемов продаж и откладывать платежи до времени, когда этот период закончится,

    Сезонные датировки. В периоды вялого спроса на свою продукцию фирмы иногда продают ее покупателям, откладывая платежи до определенного периода в будущем. Такие сезонные датировки (seasonal dating) можно "подогнать" к потоку денежных средств клиента, что способно стимулировать покупательский спрос тех покупателей, которые могут заплатить только по завершении определенного сезона. В данном случае, чтобы определить, является ли предложение сезонных датировок мерой, способной стимулировать спрос, нам опять следует сравнить прибыль от дополнительных объемов продаж с прибылью, которую можно получить от альтернативного вложения средств, требуемых для образования дополнительной задолженности.

    Сезонные датировки также используются для сокращения издержек, связанных с хранением материальных запасов. Если продажи носят сезонный характер, а производство стабильно на протяжении всего года, то в определенные моменты происходит накопление запасов готовой продукции. Хранение требует от компании складских затрат, которых можно избежать, предложив датировки. Если совокупные затраты на складское хранение (собственно складские расходы плюс альтернативные издержки суммы складированных запасов) превысят требуемую прибыль от инвестиций в дополнительную дебиторскую задолженность, то введение сезонных датировок считается целесообразным.


    Please publish modules in offcanvas position.