Основы финансового менеджмента - Джеймс К. Ван Хорн - Что говорят руководители о целях своих компаний

    Содержание материала

    Что говорят руководители о целях своих компаний

    "Мы стремимся в максимально возможной степени увеличить богатство наших акционеров".

    Источник. ABMAMRO Annual Report 2002.

    "Главной целью Cadbury Schweppes является увеличение стоимости акций, которыми владеют акционеры".

    Источник. Cadbury Schweppes Report & Accounts и Form 20-F2002.

    "Совет директоров и высшее руководство осознают свою ответственность как представителей интересов акционеров компании и стремятся максимизировать акционерную стоимость компании".

    Источник. CLP Holdings Limited, материнская к о м п а н и я China Light & Power Group, Annual Report 2002.

    "Наши основные цели заключаются в том, чтобы обеспечить высокую степень удовлетворенности клиентов, максимизировать рыночную стоимость компании и быть одним из самых привлекательных работодателей для талантливых специалистов".

    Источник. Credit Suisse Group, Annual Report 2002.

    "Наша конечная цель остается такой же, какой она была всегда: максимизировать стоимость компании для акционеров в долгосрочной перспективе".

    Источник. The Dow Chemical Company, Annual Report 2002.

    "Наивысшая цель ExxonMobil заключается в том, чтобы обеспечить долгосрочный и устойчивый рост стоимости акционерного капитала компании".

    Источник. ExxonMobil 2002 Summary Annual Report.

    Еще одним недостатком цели, заключающейся в максимизации величины прибыли на акцию (недостатком, присущим и другим традиционным критериям доходности, таким как показатель доходности инвестиций (ROI)), выступает игнорирование фактора риска. Одни инвестиционные проекты связаны со значительно большим риском, чем другие. В результате у первых ожидаемые значения доходности характеризовались бы большей степенью риска. Кроме того, компания является в большей или меньшей степени рискованной в зависимости от соотношения величины заемных средств (долга) и собственного капитала в структуре ее капитала. Этот финансовый риск — также один из компонентов суммарного риска инвестора. У двух компаний может быть одинаковая величина ожидаемого показателя EPS, но если зарабатывание прибыли одной из них сопряжен со значительно большим риском по сравнению со второй, то рыночный курс ее акций может оказаться существенно ниже.

    Наконец, эта цель не учитывает влияния дивидендной политики на рыночную цену акций компании. Если бы единственной целью фирмы была максимизация величины прибыли на акцию, то такая фирма, наверное, никогда не выплачивала бы дивиденды. Она могла бы всегда повышать величину EPS, реинвестируя прибыль с той или иной положительной (пусть даже и весьма незначительной) ставкой доходности. Поэтому в связи с тем, что выплата дивидендов может оказывать влияние на стоимость акций, максимизация величины EPS сама по себе не может считаться приемлемой целью.

    В силу перечисленных причин цель, состоящая в максимизации величины прибыли на акцию, может означать отнюдь не то же самое, что максимизация рыночной цены акции. Рыночный курс акций фирмы представляет собой концентрированное выражение суждений всех участников рынка по поводу ее стоимости. Он учитывает текущие и ожидаемые значения EPS; период и длительность получения прибыли; рискованность операций компании; политику выплаты дивидендов, принятую в фирме; другие факторы, сказывающиеся на рыночной цене ее акций. Курс акций выполняет роль показателя эффективности деятельности корпорации, демонстрируя, насколько успешно руководство фирмы действует в интересах своих акционеров.

    Деятельность руководства фирмы находится под постоянным контролем ее акционеров, и если часть из них не удовлетворена состоянием дел, то они могут продать свои акции и на вырученные средства купить акции другой компании. Это действие, если его поддержат и другие акционеры, недовольные работой компании, неизбежно скажется на рыночных котировках ее акций и их курс снизится. Таким образом, руководство фирмы должно постоянно ориентироваться на такие решения, которые увеличивают богатство акционеров, т.е. рыночную цену принадлежащих им акций. Это предполагает, что руководство фирмы должно рассматривать альтернативные стратегии инвестирования, финансирования и управления активами фирмы с точки зрения их влияния на богатство акционеров (т.е. на курс акций). Кроме того, руководство фирмы должно реализовывать те или иные продуктово-рыночные стратегии, направленные на завоевание определенной доли рынка или повышение степени удовлетворенности потребителей, лишь в том случае, если они также повышают богатство акционеров.


    Please publish modules in offcanvas position.